Аргументы Недели → Общество № 33(274) от 25.08.2011

Театр начинается с кассы

, 20:35

В начале лета вся Россия замерла в ужасе. Нет, Земля не налетела на небесную ось, и Гарант не освободил Лидера от занимаемых постов. Снимали Любимова…

Неблагодарная чернь, к коей относится и ваш покорный, не встала на колени и не поползла к театру с воплями: Отец родной! На кого ж ты нас покидаешь?!

Обидевшись на неблагодарных, 92-летний старец, преисполненный праведного гнева и врожденного благородства, с достоинством удалился.

А с чего вдруг помели заслуженного и народного с занимаемых постов? А того, что в его мозгу родилась гениальная по своей новизне мысль – я феодальный барон. Театр – моя вотчина, где я вправе казнить и миловать по своему усмотрению.

В Московском театре «Новая опера» им. Е.В. Колобова после смерти Колобова театральная жизнь плавно переместилась в манеру: есть дом – пущу жильцов. На официальном сайте на главной странице появился раздел АРЕНДАТОРАМ.

Недавно Михаил Левитин отличился – две сцены театра «Эрмитаж» ему малы. Станиславскому не малы, Немировичу-Данченко тоже хватало, даже Шаляпин помещался. А Мише малы – размах, «панимаешь».

Про московский Департамент культуры я вообще молчу. Тому же театру «Эрмитаж» больше ста лет, его никто со времен Щукина ни разу не ремонтировал, на зрителей потолок в любой момент может рухнуть.

Кстати, о главном – Департамент у нас культуры, а театр — это искусство и творчество. Ошибка заложена изначально в самом названии ведомства. Поскольку ни искусства, ни творчества в названии нет, они этим и не занимаются. У ребят есть увлекательное занятие – распределение бюджета, какое тут искусство.

Не в ответе ни за что

Есть в Москве замечательный Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн». Именно ЦЫГАНСКИЙ. Зайдите на любой вокзал, там этих цыган пруд пруди. У меня вопрос: господин Худяков, а у вас в ЦЫГАНСКОМ театре сколько ЦЫГАН осталось? Где талантливая цыганская молодежь? Устраивает концерты в метро и на вокзалах. Любой цыганский мальчишка «народного» за пояс заткнет, потому что работает для ЛЮДЕЙ и думает об искусстве, а не о том, как напилить бабла.

Джаз-мануш, больше известный как цыганский свинг, – направление в «гитарном» джазе, – основанное братьями Ферре, во всем мире представлен на лучших концертных площадках. Где он у нас? Мы о цыганах слышим только в разделе криминальной хроники. Почему театр «Ромэн» не стал центром, объединяющим все направления цыганского искусства? Ответ очевиден: комиссар, выполняющий старую добрую советскую установку, – ничего нового никуда не пущать без санкции сверху.

В каждом областном центре у нас по несколько театров. В них сидит куча народа, которые два раза в месяц получают деньги. На ремонт и содержание этих зданий идет куча денег. При этом у государства, дающего деньги на содержание этого хозяйства, полностью отсутствует контроль за тем, что они ставят. Низзя! Цензура! Ну, низззя, так низззя. Значит, пускай сами себя содержат, за свой счет и ставят что хотят. Эти «трупные театры» из года в год держат в своем репертуаре два одних и тех же спектакля, на которые никто не ходит, и сдают помещения в аренду всем желающим. В любой «трупный театр» сейчас ходит кто? Правильно, кучка эстетствующих театралов. Массовый зритель туда за свои кровные не пойдет, там смотреть нечего.

Штатная структура любого «трупного театра» меня всегда умиляла: Директор и Художественный руководитель. Два в одном. Причем директор подчиняется художественному. То есть человек, который должен вникать в свет, газ, воду и ремонт крыши, подчиняется человеку, который живет в своем персональном, под него, любимого, созданном мире…

А ху из Художественный руководитель? Раньше худрук был политическим комиссаром при директоре. Его основная и единственная задача состояла в том, чтобы проводить идеологическую линию руководящей и направляющей в массы. Потом руководящая канула в лету, идеологию отменили, но должность человека, НИ ЗА ЧТО в современном театре не отвечающего, осталась.

Дайте орден Ди Каприо!

Зато в каждом театре есть куча «заслуженных» и «народных». Когда включаю телевизор и читаю титры, у меня возникает законный вопрос – а перед каким народом у заслуженного заслуги? По каким критериям и кто этот выдающийся вклад в отечественное искусство оценивает? Три неизвестных дяди в Министерстве культуры? Ну так давайте назовем заслуженный артист им. Ивана Ивановича Пупкина. Кстати, народные они все потому, что живут за счет НАРОДНЫХ денег. И неплохо живут, надо сказать.

И что за дурацкая мода раздавать актерам ордена и медали корзинками? Я в страшном кошмаре не могу себе представить, что медаль Конгресса повесят на впалую грудь Ди Каприо. А у нас театральных орденоносцев – дивизия.

У нас периодически принимают президентские программы по поддержке театралов. Причем финансируют их, как всегда, за счет федерального бюджета. Ну раз программа президентская, так пускай Гарант из своей зарплаты ее и финансирует. При чем здесь я и мои налоги? При проклятом царизме был Мариинский императорский театр, так его за счет личных доходов императорской семьи и финансировали.

Объясните мне, люди добрые, зачем Министерству обороны нужен свой персональный театр? Так еще и в каждом военном округе по театру сварганили. Сейчас, правда, округа укрупнили. А вот интересно, театры при оных куда дели, тоже укрупнили?

Кроме содержания кучи бездельников, которые в свой карман пихают деньги, у нас в государстве других забот нет?

Недавно в театрально-актерских кругах родилась гениальная идея. Давайте создадим Федеральный фонд поддержки актеров! Они у нас самые незащищенные! Бегать по дурацким сиквелам американских сериалов – защищенные. В рекламных роликах сниматься – защищенные. Во всем остальном — незащищенные. Ребята, так не бывает. Кстати, все наши театральные деятели разъезжают на весьма дорогих транспортных средствах импортного производства и при этом рассказывают, какие они бедные и как им плохо живется. Хочу верить, что все налоги со своих доходов эти товарищи своевременно заплатили.

Актеры-дармоеды

Антреприза в «трупных театрах» умерла как явление. Зачем корячиться, подбирать актеров, проводить прослушивания, просмотры, когда в родном театре по углам сидит толпа народа? В афишу взглянешь – даже в массовке народный на заслуженном сидит и выдающимся погоняет. Я, честно признаюсь, из современных народных ни одного не знаю.

 Когда ныне покойный Виталий Мефодиевич Соломин ставил «Свадьбу Кречинского», то собирал деньги по всей Москве. Я пришел на 100-й, юбилейный, спектакль, билета у меня не было. Думаю, сейчас куплю в кассе. Когда спросил билет, кассир посмотрела на меня с искренним удивлением:

 – Билетов НЕТ И НЕ БУДЕТ. И так все 100 спектаклей.

 Я вспоминаю картину, как директор театра «Эрмитаж» собственной персоной стоял у входа и пытался впихнуть хотя бы десяток билетов любому проходящему. На мой вопрос, что случилось, был дан исчерпывающий ответ:

 – В зале никого, спектакль начать не можем.

 Единственные достойные упоминания антрепризные спектакли, которые я видел за последние годы, поставили в Доме культуры Зуева, – «День радио» и «День выборов». Их потом с успехом экранизировали. Причем поставили без худрука…

 Все, хоть режьте меня, хоть ешьте меня, за последние два десятка лет не могу больше вспомнить ни одной театральной постановки, заслуживающей внимания.

 Театральные училища по всей стране каждый год выпускают новые партии актеров, которые пополняют стройные ряды «трупных театров». И это при том, что прежние актеры никуда не уходят.

 А учитывая, что репертуар не меняется годами, племя молодое тупо слоняется по театру и бьет баклуши. Ну хорошо если в сиквел удается пристроиться. А если нет? Правильно, через весьма непродолжительное время актер полностью деквалифицируется, «Кушать подано» сыграть не может. Но мы все равно его держим, увольнять-то нельзя. Он вопить начнет, что ему завистники мешают и душат.

 В Москве наплодили семьсот с лишним театров, а кто в эти театры ходит? Правильно – никто, потому что смотреть в них НЕЧЕГО, зато все при деле и скандал за скандалом.

 Хоть один наш театр приглашает актеров из-за границы? Нет. А если и приглашает, то седьмого порядка, которые там даром никому не нужны. Про режиссеров импортного производства я вообще говорить не хочу.

 Ребята, может, хватит под ризами спасения Русского искусства плодить бездельников и дармоедов, которые это искусство дискредитируют так, что никакому Геббельсу и не снилось.

 Давайте посмотрим правде в ее ясные глаза: «трупные театры» как позорное явление кровавого тоталитарного режима полностью себя изжили. Зачем в одной Москве такое количество театров, вообще не ясно. Пускай их будет два десятка, но в них по крайней мере будут ходить зрители.

 Давайте в тех театрах, которые будут сидеть на бюджете, введем социальный заказ. Согласен, прогрессивная общественность начнет орать. Ну поорет недельку, поорет другую и заткнется. Чиновникам от культуры пилить бюджет будет негде? Ну за них я спокоен – эти ребята никогда не пропадут, у них всегда все хорошо будет.

 Безработица среди актеров возрастет? Тоже не согласен. Если актер востребован, без работы он сидеть не будет. Если нет, зачем он вообще нужен? Пускай лучше улицу подметает, все какой-никакой толк, чем от гниения в «трупном театре»…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram