Несмотря на все наши победы в космосе: первый спутник, первый человек, первая орбитальная станция... несмотря на то, что и «в области балета» мы по-прежнему «впереди планеты всей», Россия у большинства западных обывателей продолжает ассоциироваться с морозами, медведями, водкой и балалайкой. И если мифы о беспробудном пьянстве и медведях на улицах легко можно опровергнуть, то ассоциация с балалайкой вполне справедлива: это сегодня, пожалуй, самый народный русский музыкальный инструмент.
Из истории балалайки
Первые сведения о балалайке появились где-то в середине XVII века. Предполагается, что прародительницей ее стала азиатская домбра.
Первые инструменты имели 5–7 ладов и позволяли исполнять самые простые мелодии. Об отношении к этому инструменту можно судить по его названию. Многие филологи связывают слово «балалайка» (или «балабайка», как еще называли этот музыкальный инструмент в старину) с такими словами, как «балакать», «балабонить», «балаболить», словом, «разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить». Все эти понятия передают суть балалайки – инструмента легкого, забавного, не очень серьезного.
Современную концертную балалайку несерьезным инструментом никак не назовешь. Она имеет от 16 до 31 лада и позволяет исполнять самый разнообразный репертуар – от народной до классической музыки и даже рока. Своим появлением нынешняя балалайка обязана Василию Андрееву. Благодаря ему же появились такие разновидности инструмента, как пикколо, прима, тенор, альт, бас, контрабас.
Василий Васильевич Андреев
Андреев родился 3 (15) января 1861 года в городе Бежецке Тверской губернии. Отец его Василий Андреевич был купцом первой гильдии, мать Софья Михайловна – из дворян. Отец, правда, умер через год после появления наследника, так что мальчика растил отчим Нил Николаевич Сеславин. В 1872 г. семья переехала в Петербург.
С ранних лет Василий-младший проявлял интерес к музыке. Он самостоятельно научился играть на фортепиано и гитаре. Будучи гимназистом, брал уроки игры на скрипке у профессора Санкт-Петербургской консерватории Н. Галкина.
Кто знает, как сложилась бы судьба Андреева-младшего, если бы не 1883 год. Именно тогда в своем имении Марьино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии он услышал игру балалаечника-самородка. История донесла до нас лишь имя последнего – Антип.
Пораженный его игрой, богатыми возможностями примитивного инструмента, Андреев загорелся идеей не только освоить игру на балалайке, но и усовершенствовать возможности этого инструмента.
Задумано – сделано. Уже в следующем году Андреев выступает в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре. Дальше – больше. В 1886 г. он дебютирует с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой в Петербурге в зале Благородного собрания. В 1887 г. по его чертежам создаются хроматическая балалайка и ее разновидности, издается первая «Школа для балалайки», открываются классы игры на ней...
Позже в одном из своих интервью Андреев вспоминал: «Около 10 лет назад я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год изучению ее. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил все и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента».
Но это было позже. А пока, в 1887 году, в Петербурге организуется Кружок любителей игры на балалайках. Выступление этого кружка в зале Городского кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 г. стало первым в истории Андреевского оркестра.
На следующий день газеты писали: «Состоявшийся вчера концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю только великих виртуозов».
Великорусский оркестр
Собственно «великорусским» оркестр стал позднее. А пока, в 1889 году, кружок едет в Париж, на Всемирную выставку представлять российскую культуру. И имеет там оглушительный успех.
Выступление на Всемирной выставке положило начало зарубежным гастролям и, как следствие, – мировому признанию андреевского оркестра. О масштабах этого признания свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1900 году Андреева награждают орденом Почетного Легиона, а его оркестр – Большой золотой медалью Всемирной парижской выставки. Еще раньше, в 1892 году, он был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку».
Неменьший успех был у Андреева и в России. Благодаря его неутомимой педагогической деятельности (в войсках, училищах, на курсах сельских учителей), балалайки и домры распространились по всей России, а в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона появилась статья об Андрееве и его оркестре.
Но оркестром – Великорусским оркестром – андреевский кружок становится в 1896 году. Именно тогда к балалайкам добавились воссозданные путем исторического исследования домры, гусли и другие народные инструменты: жалейки (разновидность свирели), накры (род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей)... Надо заметить, что название оркестру – Великорусский – Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому. Была ведь еще Малороссия (нынешняя Украина). Была еще Белая Русь.
С триумфом по миру
Начало XX века – «золотой период» для андреевцев. С 1908 по 1912 г. оркестр приглашают в Германию, пять раз в Англию, в очередной раз музыканты выступают в Париже и наконец – две поездки в США. И где бы ни выступал андреевский оркестр, его ждал триумф. Вот свидетельство одного из очевидцев:
«При появлении оркестра на сцене раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда наконец Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда наконец публика несколько успокоилась и стала занимать места...»
В неменьшем восторге была и Америка. Тамошняя пресса писала: «Сотни людей стремились вчера раздобыть хотя бы входной билет, а накануне тысячи простояли весь вечер у касс». «Американцы говорили, что в русской народной музыке открылся им новый, неведомый мир звуков. Такую музыку мог создать только великий народ, великая нация».
Следила за гастролями и российская пресса: «Вот уже три недели, как В.В. Андрееев с его оркестром чарует американскую публику. На его концерт нужно записываться за неделю вперед». При этом подчеркивалось, что Андреев со своими товарищами не просто концертирует, но выполняет миссию большой государственной важности. Газеты писали: «Русский балет, русские оперные артисты, наконец, русский оркестр балалаечников сделали для России больше, чем вся русская дипломатия». «Сердечная, задушевная русская песня открыла тот уголок настоящих, искренних народных симпатий к нам, которых никогда не создадут самые хитроумные международные комбинации».
Благоволила оркестру и императорская семья. В 1913 г. Андрееву пожалован титул надворного советника, а в 1914 году – звание Солиста Его Императорского Величества.
25-летний юбилей Великорусского оркестра отмечали в 1913 г. в Большом зале Мариинского театра в Петербурге. От рабочих Путиловского завода до крупнейших музыкальных деятелей – все поздравляли Андреева. Хорошо сказал Федор Шаляпин: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...»
Были, однако, у музыканта и минуты отчаяния. В одну из таких минут Андреев пишет Льву Толстому: «Скажите мне, граф, продолжать ли этот труд, а главное, верный ли он, по Вашему мнению. Стоит ли отдавать ему все способности, время и средства? Нужна ли народу его песня и может ли по образцам этой песни, передаваемой в совершенстве балалайкой, развиться его музыкальность?..»
Толстой ответил: «Милостивый государь Василий Васильевич! Я думаю, что Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни. Думаю, что и путь, избранный Вами, приведет Вас к цели, и потому желаю успеха Вашему делу. С совершенным уважением готовый к услугам Л. Толстой. 20 марта 1896 года».
После Андреева
Скончался Василий Васильевич Андреев в ночь на 26 декабря 1918 года. Последними его слушателями были бойцы Уральского фронта. Так следует из официальных источников. По другим данным, произошло это во время гастролей оркестра на Северном фронте Красной армии. Хоронили Андреева в Александро-Невской лавре. На похороны приехал Шаляпин, который долгие годы дружил с Андреевым и выступал вместе с его оркестром. Как свидетельствует очевидец, Федор Иванович долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?»
Между тем то, что сделал Андреев, живет до сих пор. До сих пор в составе питерской капеллы существует Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева. Более того, один из учеников Андреева, домрист Петр Алексеев стал «соорганизатором» нынешнего Национального академического оркестра народных инструментов имени Н.П. Осипова.
Кстати, Николай Осипов, чье имя носит ныне данный оркестр, был в свое время просто десятилетним мальчиком Никой, который впервые выступил с соло на балалайке во время гастролей Андреевского оркестра в 1911 году в Америке.
К слову, еще один известный наш коллектив – Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании – также обязан своим появлением ученику Андреева Петру Алексееву.
Впрочем, это уже другая история.