«В одной четверти версты от города Керенска Пензенской губернии находится Тихвинский женский общежительный монастырь. Обитель эта по древности своей и святыне, явленной иконе Тихвинской Божией Матери, почитаемой за чудотворную, давно пользуется чествованием в народе и принадлежит к знатным обителям. Вот почему богомольцы, совершающие благочестивое паломничество в Киев, Саров, Дивеев и Понетаевский монастыри, священным долгом считают посетить и Тихвинскую обитель», – писал в 1892 г. священнослужитель Иван Кантов.
Легенды и реальность
Полуразрушенный в советское время монастырь на восточной окраине бывшего уездного городка Керенск, ныне Вадинск, всегда манил, притягивал к себе таинственностью, ощущением неких волшебных открытий. Воображение будоражили легенды о подземном ходе, который будто бы проложен аж до Кармалейки – ближайшей к Вадинску деревни, о висящих в нем на цепях гробах монахинь, о тайниках с золотыми украшениями.
Все это «тиражировали» пацаны, жившие поблизости. Сверстники их слушали, сомневались и загорались идеей исследовать все самостоятельно. Но обитель находилась не рядом, а главное, про умысел совершить путешествие обычно прознавали бабушки, следившие за 8–10-летними сорванцами в отсутствие родителей, занятых на работе. Прознавали и не пускали, пугая, что подземный ход может обвалиться и внуки останутся там навсегда замурованными.
И вот давно уже взрослый, с улыбкой вспоминая о наивных детских фантазиях, беседую о подземном ходе и прочих «чудесах» с игуменом Афанасием, который служит здесь почти с самого возрождения монастыря.
По истечении 70 лет
Керенский монастырь основан 28 августа 1683 г. по благословению святейшего патриарха Иоакима. К 1915 г. в нем насчитывалось более пятисот монахинь.
Просуществовал до 1927 года. Большевики экспроприировали монастырскую собственность, заняли под хозяйственные нужды помещения, а сестрам было велено не молиться, а… добросовестно трудиться на советскую власть. В зданиях размещались поочередно зерновые складские помещения, детдом, школа-интернат, ПТУ и филиал электромеханического завода. Причем заводские помещения располагались в бывшем Никольском храме, где на месте алтаря устроили…туалет. В 1997 г. по благословению высокопреосвященного Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, Свято-Тихвинский монастырь начинает возрождаться уже как мужской. Наместником является игумен Митрофан (Серегин).
Склепы со старцами и… непростая водица
Главный храм монастыря, Тихвинский, построил московский купец Алексей Миляков в 1762 году. Совсем недавно растерзанный вид храма подавлял беспросветной унылостью, но верно подмечено: глаза стращают, а руки делают! Монастырская братия совместно с прихожанами, проявив редкое упорство, с огромным воодушевлением и Божьей помощью возродили соборную церковь к духовной жизни. Сейчас в храме проводятся все главные службы, а в его склепах покоятся настоящие святые. В одном похоронен старец схиархимандрит Питирим, скончавшийся в прошлом году, а в другом находятся мощи Николая Стяжкинского, почившего еще в 1926-м. Николай Стяжкинский среди пензенских богомольцев почитается за святого. Его официально будто бы собирались причислить к лику святых, но по каким-то неясным причинам дело застопорилось. Бытует легенда, что старец Николай – родной отец советского премьера-реформатора. Он якобы неоднократно посещал могилу святого, ранее находившуюся в деревеньке Стяжкино, что в 35 километрах от монастыря.
На восточной окраине – монастырское кладбище. В безбожные времена на его месте вырыли песчаный карьер! Монахи кропотливо собирали разбросанные останки покойных и хоронили их на бугре за обителью.
Замечателен храм Пресвятой Богородицы Живоносного источника, сооруженный над родником, в коем, по поверью, чудесная целебная вода. Испив ее, безнадежно больные люди, случалось, исцелялись. Тому есть свидетельства! Необычайной энергетической силой водичка обладает на Тихвинскую – престольный праздник обители, отмечаемый 9 июля. Около источника неоднократно фиксировались видения Богородицы. Потому и был основан монастырь.
Под звуки благовеста
Почти полтора десятка лет минуло, как возрождается старая обитель. Мало кто верил, что засверкают производящие дивное впечатление серебристые купола, золоченые кресты, и что по праздникам православные, как говорится, и млад и стар, будут устремляться сюда с радостью необыкновенною лечить души, впитывать Божественную благодать, но… свершилось! И раздается ежедневно ныне, как в стародавние времена, над Вадинском – Керенском благовест. Переливчатые, мелодично-тонкие звуки вещают миру весть о вечном, непреходящем.