Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 32(273) от 18.08.2011

Экономику делают профессионалы

, 17:01

Нижегородская область – крупнейший индустриальный центр России. В экономике здесь высока доля перерабатывающей промышленности. Кроме того, это один из самых мощных научно-исследовательских центров страны с уникальным потенциалом академической науки и оборонно-промышленного комплекса. Они сочетаются с широко развитой системой образования. По оценкам независимых экспертов, область занимает сегодня четвертое место в Российской Федерации по инновационному потенциалу после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Для того чтобы постоянно поддерживать столь высокий уровень, нужны кадры. И наш сегодняшний разговор с губернатором Нижегородской области Валерием ШАНЦЕВЫМ – именно о них. О том, как в регионе развивается система профессионального образования.

В первой десятке

– Валерий Павлинович, несколько слов об экономике области в целом.

– К сожалению, мы не имеем запасов нефти и газа, крупных месторождений других полезных ископаемых. Основу промышленности составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли (70%). Это в первую очередь машиностроение и металлообработка, металлургия, химия и нефтехимия, а также оборонная промышленность в сочетании с уникальным научно-исследовательским комплексом. Регион имеет выгодные позиции для автомобилестроения, хорошо развитую транспортную инфраструктуру. Если брать объемы производимой обрабатывающими предприятиями продукции, то область уверенно входит в первую десятку российских регионов. У нас шестое место по итогам 2010 года в России, первое – по Приволжскому федеральному округу.

Сегодня одно из основных направлений реализуемой правительством области экономической политики – развитие инновационной деятельности. Она направлена как на внедрение уже готовых передовых технологий, так и на разработку новой продукции и производственных процессов.

– Потребность экономики в кадрах должна обеспечивать система профессионального образования. Как она строится в вашем регионе?

– Система профобразования в области развивалась параллельно развитию промышленности, обеспечивая потребности экономики в кадрах. Сегодня она представлена сетью учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В нее входят 17 учреждений высшего профобразования и 33 филиала иногородних вузов. Общее число студентов превышает 167 тысяч. Кроме того, есть 84 учреждения среднего профобразования различной ведомственной принадлежности, где обучаются свыше пятидесяти тысяч человек. И еще 25 учреждений начального профобразования, которое в данный момент получают 7,8 тысячи человек.

Системные вызовы

– А по какому количеству специальностей готовятся кадры?

– По 170 высшего, 100 – среднего и 74 профессиям начального профобразования. Должен сказать, в последние несколько лет профобразование в регионе столкнулось с рядом системных вызовов.

– Каких именно?

– Прежде всего с необходимостью опережающей подготовки и переподготовки кадров для вновь создаваемых производств инновационного сектора. Кроме того, это углубляющаяся «демографическая яма». Дефицит квалифицированной рабочей силы возрастает ввиду общего старения населения; снижается число абитуриентов учреждений профобразования. Существует также неравномерность распределения населения и промышленного производства по территории региона. Большая часть жителей (72%) и основная часть промышленности сконцентрированы в шести городах (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Кстово, Выкса, Бор) и девяти районах (из 48) области. Это порождает в малонаселенных районах проблемы доступности качественного профобразования и кадрового обеспечения экономики.

– И как вы реагируете на эти вызовы?

– В нашей области выстроена система управления кадровым потенциалом. Определены направления модернизации профессионального образования. Основной координирующий орган этой системы – Координационный совет (КС) по комплексному управлению кадровым потенциалом. Он работает под моим председательством. В его состав входят представители власти, бизнеса и общественности. При органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов созданы комитеты по управлению кадровым потенциалом. Рабочие органы КС в учреждениях профобразования – так называемые партнерские советы. В их составе – заместители гендиректоров предприятий и организаций, представители Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, министерства образования, исполнительной власти районов, педработники, сами обучающиеся и их родители. Ежегодно руководители учреждений проводят публичные отчеты.

Принципы партнерства

– Не слишком ли многоуровневый механизм регулирования кадровой потребности экономики?

– Главное – он основан на принципах государственно-общественного партнерства. Сложившаяся в регионе система управления кадровым потенциалом объединила интересы производства, образования и науки для развития реального сектора экономики и выстраивания взвешенной региональной политики по модернизации профобразования, которая позволяет нам в опережающем режиме решать вопросы своевременной подготовки необходимых кадров.

– Каковы основные направления этой политики?

– Это и реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профобразования путем их укрупнения с сохранением существующей учебно-материальной базы и общего числа ученических мест. Организация на базе лучших профессиональных образовательных учреждений многоуровневых образовательных учреждений нового типа. Характерный пример – создание в 2003 году Нижегородского государственного инженерно-экономического института. Здесь готовят по всем уровням профобразования: начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального. В институте созданы докторантура и специализированный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Многоуровневая и многопрофильная

– Нижегородская область одной из первых в России внедрила в практику многоуровневую, многопрофильную подготовку кадров...

– Создание многоуровневых образовательных учреждений нового типа, реализующих интегрированные программы начального и среднего профобразования, предоставило возможность получать непрерывное профобразование в одном учреждении. Важность такого нововведения определялась исключением дублирования обучения при освоении программ разных уровней. И сокращением сроков подготовки специалистов.

С 2011 года начнется создание сети многопрофильных образовательных учреждений среднего профобразования. Цель – обеспечить малонаселенные районы области квалифицированными кадрами. Первое такое учреждение – Городецкий губернский колледж – начнет работу уже с этого года.

Еще одна – на наш взгляд, интересная – модель, которая апробируется сегодня, состоит в развитии горизонтального взаимодействия ведущего (опорного) учреждения с сетью филиалов.

Профильные ресурсные центры

– Поясните, пожалуйста.

– Такая модель внедрена на базе Шахунского агропромышленного и Лукояновского сельскохозяйственного техникумов, уже имеющих по нескольку филиалов. На базе головного учреждения созданы современные ресурсные центры. Для эффективного управления всеми процессами используется автоматизированная система мониторинга.

Вот уже три года как на базе наших техникумов по федеральной программе создаются ресурсные центры по принципу софинансирования: федеральный и региональный бюджеты и сами работодатели. Мы создали пять таких центров в техникумах и еще один на базе предприятия «Красный якорь». Все они оснащены высокотехнологичным учебно-производственным и лабораторным оборудованием, самыми современными симуляторами, программами по обучению операторов, станками с числовым программным управлением и прочей необходимой для обучения техникой. Это дает очень хороший эффект, потому что мало провести модернизацию с точки зрения физической замены оборудования. Важно подготовить и кадры, потому что если их нет, то завтра ничего не будет работать. Поэтому предприятия сегодня уже стоят в очереди в эти ресурсные центры, и 300 выпускников в год разбираются просто на глазах. Причем это, как правило, хорошая заработная плата – от 25 до 40 тысяч рублей в месяц.

К примеру, на базе Выксунского политехнического техникума действует мощный инновационный образовательный центр по подготовке рабочих и специалистов для металлургии и металлообработки, на базе профлицея №21 в областном центре – полиструктурный обучающий комплекс для радиоэлектронной отрасли, на базе Сормовского механического техникума – ресурсный центр подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов машиностроительного профиля.

Весьма актуален вопрос развития дорожно-строительной отрасли региона и Приволжского федерального округа в целом. Поэтому на базе Перевозского строительного колледжа создан современный интегрированный учебный центр опережающей подготовки специалистов дорожной и строительной отраслей в условиях образовательного аутсорсинга. Кроме того, на базе Нижегородского индустриального колледжа появился современный инновационный центр-инкубатор по подготовке и переподготовке кадров рабочих и специалистов для строительной отрасли, ЖКХ и сварочных производств.

Замечу еще следующее. С 2010 года нацпроект «Образование» по направлению «Реализация государственной поддержки подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств» на федеральном уровне не выполняется. Тем не менее мы считаем его очень важным. И продолжаем у себя в Нижегородской области работу по организации современных ресурсных центров. Два таких созданы на базе Лукояновского сельскохозяйственного и Арзамасского коммерческо-технического техникумов. Последний из них в январе этого года посетил президент Медведев. Он высоко оценил нововведение.

– И что, нет никаких проблем?

– Конечно, они есть. Но важно подчеркнуть: региональная система профобразования не стоит в стороне от происходящих в экономике области преобразований.

Все же прекрасно понимают, что промышленность – это рабочие места, зарплаты и налоги в бюджете. То есть залог социального благополучия людей. Модернизация промышленности – способ повысить качество жизни. И потому наша система профобразования выстраивает свою деятельность по опережающему обеспечению экономики квалифицированными кадрами инновационного развития. Это позволит оказать помощь всем нижегородским предприятиям произвести полную и комплексную модернизацию обрабатывающих производств.

И этот выбранный нами путь, безусловно, позволяет оптимистично смотреть в будущее развития как самого профобразования, так и экономики в целом.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram