Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 32(273) от 18.08.2011

Российское авиаприборостроение определило магистраль

Концерн «Авиаприборостроение»: от частного и государственного – к частно-государственному

, 16:52

А через частно-государственное партнерство (ЧГП) – к инновационному развитию. ЧГП в рыночной экономике – важнейший инструмент консолидации интересов независимых экономических субъектов хозяйственной деятельности и государства. Как правило, частные структуры становятся инициаторами инвестиционных проектов, которые чем значимее, тем больше нуждаются в господдержке, механизме повышения надежности и снятия излишних экономических рисков. При этом только в них и частный инвестор, и государство могут с высокой степенью надежности вкладывать свои средства.

Универсальным инструментом, позволяющим решать все эти задачи, и является ЧГП. Особенно важно их развитие в тех отраслях и сферах деятельности, где требуются инициатива, значительные инвестиции и прогнозируемая стабильная ситуация для реализации поставленных задач.

Инструмент объединения

Сегодня в авиаприборостроительной отрасли наряду с крупными госпредприятиями, консолидированными в основном в рамках концерна «Авиаприборостроение» Государственной корпорации «Ростехнологии», действуют сотни частных компаний: конструкторских бюро, институтов, заводов, венчурных фирм и т.д. Многие из них являются разработчиками и производителями уникальных продуктов, поставляемых на отечественные и мировые рынки. Среди них ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» (г. Таганрог), ЗАО «Контур-
НИИРС»
(г. Санкт-Петербург), ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», ОАО «Прима» (г. Нижний Новгород), ЗАО ЦНТУ «Динамика» (г. Жуковский) и др.

Ряд таких фирм принадлежит машиностроительному дивизиону группы «Аэрокосмическое оборудование», головной компанией которого является ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» (Санкт-Петербург).

Уникальность ситуации состоит в том, что, с одной стороны, практически все эти предприятия работают в едином контуре научно-производственной кооперации с авиаприборостроительными предприятиями, вошедшими в состав концерна «Авиаприборостроение», с другой стороны – совладельцами большей их части являются ГК «Ростехнологии» и группа «Аэрокосмическое оборудование».

Наиболее яркими примерами такого «симбиоза» являются ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» – авиаприборостроительный холдинг, объединяющий ряд крупных предприятий в разных регионах России, владельцами которого практически в равных долях являются оба партнера, ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» (ок. 38% акций у ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», 12,5% акций – у ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум») и др.

– У каждой из сторон есть серьезные преимущества – перспективные и глубокие технологические наработки, завоеванные рынки, значительная материальная база, а также появившийся мощный административный и финансовый ресурс государственной поддержки. И в этой ситуации наиболее подходящим инструментом их объединения является частно-государственное партнерство, – считает президент Института нового индустриального развития (ИНИР), председатель Совета Национальной ассоциации авиаприборостроителей России, координатор Промышленного совета Санкт-Петербурга, д.э.н. Сергей Бодрунов.

Консолидация в рамках партнерства

Это хорошо осознают и в концерне «Авиаприборостроение», и в структурах группы «Аэрокосмическое оборудование».
С 2010 г. под руководством концерна начат процесс консолидации в рамках ЧГП управления и активов партнеров на его базе, который происходит поэтапно. Советом его руководителей были приняты решения, согласованные с частными партнерами, об основных направлениях концепции развития отечественного авиаприборостроительного комплекса с детализацией и определением роли и места в ней каждого основного участника кооперации. Главный упор был сделан на инновационное развитие отрасли через реализацию крупных инвестиционных проектов по созданию современных образцов продукции, соответствующих мировому уровню, с использованием наработок всех участников и привлечением государственных средств в рамках федеральных целевых программ. Каждый такой проект предполагает инвестиции как в опытно-конструкторские работы, так и в значительной мере – технологическую модернизацию производственных мощностей; очень важно, что вследствие этого намечается не модернизация производства «ради модернизации», а закупка оборудования и создание новой производственной базы под конкретные задачи в рамках конкретных инвестиционных проектов и программ концерна.

Следующим этапом стало оформление частно-государственного партнерства путем подписания юридически обязывающих документов по консолидации управления и активов, централизации полномочий в рамках концерна с учетом и соблюдением интересов участников. В частности, важным элементом стало подписание в марте 2011 г. «Меморандума о мероприятиях в процессе консолидации авиаприборостроительных активов и принципах осуществления хозяйственной деятельности на период консолидации» между ГК «Ростехнологии», концерном «Авиаприборостроение» и ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум». Документ предусматривает в течение текущего года утверждение акционерами ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» всеобъемлющего акционерного соглашения с реализацией активов частного акционера в течение ряда лет концерну; при этом последний получает все авиаприборостроительные активы консорциума, включая его долю в ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», в управление на весь период консолидации. Кроме того, для унификации управленческих процедур в структурах консорциума внедряются стандарты управления, разработанные и рекомендованные ГК «Ростехнологии».

Навигация в воздухе и бизнесе

Уже сегодня такой подход дает весомые результаты. В частности, на технологическую модернизацию производства предприятий концерна и его инвестпроекты только из доходов акционеров в нынешнем году направляется 480,8 млн. рублей. При этом доля ГК «Ростехнологии» в этих инвестициях составляет 152,8 млн. руб. (31,8%), доля ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» – 263,1 млн. руб. (54,7%), доля остальных частных акционеров – 64,8 млн.руб. (13,4%).

Указанные инвестиции позволят уже в этом году приступить к масштабному техперевооружению предприятий концерна для безусловного обеспечения исполнения гособоронзаказа и реализации ряда перспективных инвестпроектов. Одним из них является создание современной производственно-технологической кооперации по разработке и производству бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) для летательных аппаратов пятого поколения. Партнерами в рамках совета директоров ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» утвержден совместный инвестпроект «Организация серийного производства бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС)». Общий объем вложений составляет 776 млн. руб., в т.ч. доля подконтрольного концерну «Авиаприборостроение» ОАО «Авиаприбор-Холдинг» (Москва) – 465 млн. руб. (средства федерального бюджета в рамках ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса), вклад ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» – 267 млн. руб. (собственные средства, в т.ч. доля ГК «Ростехнологии» – 136 млн. руб., ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум – 131 млн. руб.) и дополнительный вклад ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» – 44 млн. рублей. Срок окупаемости инвестиций – 5 лет. Предполагается, что начиная с 2013 г. выпуск остро необходимых для российской авиации изделий БИНС составит 300 штук ежегодно (сегодня выпускаются несерийные, в т.ч. опытные образцы в количестве не более 30 единиц в год).

Проект носит инновационный характер, в производстве БИНС будет задействовано несколько десятков новых технологий, конструктивных и технологических решений. В его рамках будет создана кооперация производителей элементов БИНС с участием ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор», ОАО «Раменский приборостроительный завод», ОАО «Мичуринский завод «Прогресс», ОАО «ГРПЗ» (в сотрудничестве с Рязанским производственно-технологическим комплексом консорциума) и т.д., обеспечена дополнительная загрузка шести участников научно-производственной кооперации, создано более 500 новых рабочих мест.

Юридическая форма совместного инвестиционного проекта – договор о совместной деятельности, участниками которой являются участники проекта, балансодержателем – концерн «Авиаприборостроение». Каждый из участников, кроме финансового вклада, обеспечивает выполнение ряда уникальных работ, которые необходимы в рамках проекта. В частности, ОАО «Авиаприбор-Холдинг» в сотрудничестве с подконтрольным ему ОАО «МИЭА» будет вести разработку и сопровождение изделия, его модернизацию, выпуск и реализацию БИНС; ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» – реализацию изделий за рубеж в соответствии со своей лицензией на осуществление внешнеэкономической деятельности в сфере ВТС; ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» – централизованное приобретение и контроль качества ПКИ для участников производства, а также кредитование кооперационных поставок за счет собственных средств. Проект предполагает в обозримой перспективе реорганизацию совместной деятельности в совместное предприятие участников. Общий контроль в проекте обеспечивает концерн «Авиаприборостроение».

Добавим, что концерн также приступил к консолидации и вовлечению в совместные проекты и ряда других крупных авиаприборостроительных структур (например, под его управлением сейчас уже находится 50% + 1 акция компании ОАО «Фазотрон-НИИР»).

Формирование ЧГП в качестве механизмов инновационного развития приборостроительного холдинга – магистральный путь, намеченный Стратегией развития концерна «Авиаприборостроение» на 2012–2015 и последующие годы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram