Нынче среди девушек легко можно найти тех, кто увлекается вышивкой крестом. Да и среди сильного пола встречаются поклонники этого древнего рукоделия. Увлеченным натурам в помощь выпускаются книги со схемами и даже видеокурсы. А если хочется показать миру свои труды, нет ничего проще. В Интернете полно сайтов, на которых можно разместить фотографии своих вышитых работ.
То, где именно и когда начали вышивать крестом, точно не известно. Среди сохранившихся работ почти все сделаны не раньше ХII века. Однако по дошедшим до нас изображениям одежды и интерьера можно сделать вывод, что история вышивки значительно древнее.
В России, Белоруссии и на Украине она стала чрезвычайно популярной в конце XVIII века и у девушек из крестьянских семей, и у горожанок. Вышивальщицы использовали узоры, характерные для их регионов, и в каждом вышивка имела свои приемы и особенности. Городская в отличие от народной не имела прочных традиций и постоянно изменялась под влиянием западной моды. Народная, напротив, была более консервативна, поскольку корнями уходила в стародавние обычаи и обряды русского крестьянства. Вышиваемые узоры не были просто фантазией мастерицы и всегда несли в себе строгий смысл. Они могли состоять из сложных геометрических фигур, в основе которых лежал ромб – символ достатка, изобилия, чадородия, плодородия, вообще – женского начала в природе. Ромб мог быть украшен крючками. В народе такой элемент называли «ромб-лягушка». Ромб с точками обозначал засеянную ниву. Кресты на концах такого ромба – распространение блага в четыре стороны.
Кроме геометрических мотивов в славянских вышивках встречается изображение всего, что почитали наши предки: животных, цветов, кустов, деревьев, например березы. На Руси девушки приносили этому дереву дары, плели венки из его веточек, просили у березы любви и замужества. А если нужно было наказать расшалившегося ребенка, охаживали его именно березовым прутом – ритуал жертвоприношения за грехи, чтобы Матерь-судьба не разозлилась. Да что говорить, в славянской мифологии дерево вообще считалось центром мироздания.
Ростки священных трав и цветов – символы земной жизни – изображали крепкими, сильными. Их могли охранять Лев или птица Сирин. В зависимости от региона вышивались образы тех растений, которые считались в данной местности чистыми, священными. На юге – роза, в средней полосе – васильки, папоротник, а на севере – веточки хвои.
Наши предки украшали вышивкой женские сарафаны, передники, подзоры, столешники, мужские и женские рубахи и, конечно, полотенца. Малыша встречало в этом мире вышитое полотенце, на которое его принимали в момент рождения. В вышитой рубашке малыша крестили. На свадьбу тоже надевали одежды с вышивкой, да и в последний путь человека провожали в специальной, расшитой для такого случая рубашке. И дело не в том, что славяне просто стремились украсить свою жизнь. Вышивка всегда носила не столько декоративный характер, сколько являлась сильным оберегом. Об этом говорит и принцип размещения орнамента – вокруг всех отверстий одежды, через которые могли проникнуть злые духи и навредить человеку. Полотенце, вообще полотно, у славян считалось символом жизни, а в вышивке на нем могла быть заключена божественная сила в помощь тому, для кого вещь сделана. Но даже если на минутку забыть о высших силах и просто подумать о том, сколько времени и усердия потрачено на то, чтобы у любимого человека появилась красивая вещь, ведь абы для кого не вышивали(!), ну разве не способна защитить такая вышивка от негативных эмоций и переживаний? Достаточно просто посмотреть на узор и вспомнить о том, кто его создал.