Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 31(272) от 11.08.2011

Капканы на тропе этнотуризма

, 18:15

Экологический туризм и этнический туризм – направления, стремительно набирающие популярность во всем мире. Норвежцы уже давно зарабатывают на своих фьордах и саамских традициях, египтяне – на рифах и бедуинских плясках, а американцы – на Большом каньоне и ряженых индейцах. Компания россиян-энтузиастов делом своей жизни и источником существования решила сделать популяризацию Камчатки и знакомство с образом жизни коряков. Что из этого вышло, «НА» рассказала Анфиса Бразалук – директор туристической компании «Абориген-тур», одна из основательниц этнокультурного стойбища «Кайныран» («Медвежий дом»).

- Как пришла идея организовать «Медвежий дом»?

– «Кайныран» – это совместная идея моя и Игоря Юрьевича Воронцова. Мы оба не аборигены полуострова, а русские, но родились здесь и красотой этих мест искренне восхищаемся. Считаем себя коренными жителями Камчатки. Много лет я возила туристов на джип-туры по нашим местам. Есть постоянная клиентура, расширяющаяся благодаря сарафанному радио. Но сейчас время поменялось. Публика стала более искушенной. Нужны свежие идеи. Этнокультурный центр – то, что надо.

– Что представляет собой этот объект?

– Идея этнокультурного комплекса состоит в том, чтобы турист, который приехал на Камчатку, получил целый ряд услуг в одном месте. Это конные прогулки, собачьи упряжки, этнические концерты, вкусная национальная еда, красивый вид. От нас видно три вулкана сразу. Развешана рыба сушеная и копченая красная. Можно делать очень симпатичные фотографии. Планируем завести несколько оленей. Это стойбище, воспроизводящее реальный быт коренного народа Камчатки – коряков.

– Кто работает в «Медвежьем доме»?

– Мы привлекаем профессиональных артистов – аборигенов. Это замечательные, красивые люди: Лидия Чичулина, Александра Воронова, Эльвира Шишканова, Егор Чичулин и другие. Они не просто принимают туристов, их задача – развлекать и создавать атмосферу: петь, танцевать. Многие живут вместе со своими семьями. Но полную наполняемость стойбища пока обеспечить не получается.

– Почему? Ведь всюду сетуют, что 90% коренного населения Камчатки без работы, а вы создаете дополнительные рабочие места…

– Местное население очень мнительное. Коряки не особенно доверяют русским: боятся, что на них будут зарабатывать. Как следствие, не любят работать по договорам, отказываются подписывать важные бумаги. Им проще получать на руки деньги за каждый отработанный день. Нас такой подход не устраивает. Поэтому работаем с небольшой группой артистов, которые доверяют нам, а мы им. Одно время пытались привлечь жителей соседней деревни к работе, но были вынуждены отказаться от их услуг.

– В связи с чем было принято такое решение?

– Мы пригласили тех, у кого есть собственные лошади, чтобы они проводили конные прогулки для туристов. Но, во-первых, нас не устроил их подход к дрессуре животных. Кони пугливые, нервные. Запросто могут укусить или лягнуть туриста. А отвечаем за все мы как организаторы. Во-вторых, жители хотели работать в своем собственном ритме: приходить в стойбище весной и покидать его осенью. Мы комплекс круглогодичный, и сотрудники нам нужны не только летом, но и зимой. Поэтому решили покупать собственных коней, чтобы ни от кого не зависеть.

– Некоторое время назад были сообщения, что вы не поделили что-то с местной общиной аборигенов. Что произошло?

– Как-то к нам обратились члены одной из общин с просьбой провести у нас в стойбище свой фестиваль. Мы согласились. Праздник состоялся. Но спустя некоторое время выяснилось, что лидеры общины написали на нас жалобу в местные органы власти. Якобы мы вырубаем лес, ловим рыбу… Мы были очень удивлены! А потом оказалось, что уже 15 лет община претендовала на землю.

– Именно на ту, на которой расположен «Медвежий дом»?

– Изначально – не знаю. А сейчас, думаю, да. Место рабочее, набирающее популярность. Кто бы сюда ни встал – дорожка туристами уже протоптана. Сейчас очень удобно отбивать эту землю. Тем более у родовой общины по сравнению с частным туристическим агентством по закону есть привилегии.

– После такого негативного опыта не возникло желания все бросить и уехать?

– Я думала об этом. Бренд «Кайныран» мы в любом случае не бросим. Но будем стоять именно здесь или где-то еще – пока сказать сложно. Не хотелось бы сниматься с места. Ведь на кону судьба людей, которые поверили в наше дело. Тем более что все обследования и проверки, которые прошли после жалоб, показали, что никаких нарушений у нас нет. Было очень обидно выслушивать клевету. Мы так хотели, чтобы нас похвалили…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram