Аргументы Недели → Общество № 26(267) от 07.07.2011

Комбинат прикрытия

, 16:24

В 1959 г. в оренбургских степях начали готовить шахтные стартовые комплексы отечественного «ядерного щита». Строительство ракетных шахт из-за тотальной секретности прикрывалось возведением асбестового комбината. И пока в скальных породах не прорубили все необходимое для ракетчиков, комбинат продолжал делать вид, что строится. Так прошло целое десятилетие. Комбинат оказался вполне жизнеспособным.

Как сурки геологам помогли

Геологи открыли это месторождение на Южном Урале еще в сороковых годах прошлого века. Помогли его обнаружить сурки. При рытье нор зверьки всю породу выбрасывают на поверхность. Вместе с землей на поверхности оказался и хризотил. Но месторождение в связи со своей удаленностью поначалу было невостребованно. Да и с хризотилом в стране все было в порядке.

Сейчас это одно из трех крупнейших российских предприятий. По словам генерального директора комбината Андрея Гольма, асбест – цемент (в простонародье шифер) по-прежнему остается самым дешевым строительным материалом. Используется он как для кровли, так и для фасадов зданий. Служит около 50 лет. А себестоимость хризотила – основной связующей цемента – в зависимости от сорта (длины волокна) составляет от 5 до 15 тыс. рублей за тонну. Чтобы добыть хризотил, сначала в карьере взрывают горную породу, перевозят ее на комбинат, где после процесса обогащения она приобретает вид продукции, готовой для использования в промышленности. Содержание хризотила в руде около 4%. То есть из тонны получаем 40 кг волокна. Добыча ведется открытым способом. Запасов минерала при разработке таким способом хватит еще лет на двадцать.

Горный лен

Название хризотил происходит от греческого «хрисос» – «золотой» и «тилос» – «волокно». Он получил его за шелковистый, иногда с золотистым отливом блеск. Еще одно название минерала – «горный лен». Его уникальные свойства были основой для многих легенд об асбесте. В одной из наиболее известных асбест называют шерстью саламандры – загадочной ящерицы, живущей в огне. На Урале с давних времен асбест называли каменной куделей, из которой ткали салфетки и скатерти, не горящие в огне.

134 тонны в тротиловом эквиваленте

Масштабы карьера впечатляют: огромные самосвалы и экскаваторы кажутся букашками, шевелящимися на дне ямы. Но, как оказалось, по меркам специалистов, размеры котлована для таких объемов добычи совсем не велики. Ежедневно здесь перерабатывают 66 тыс. тонн породы. Из 25 млн. годовой добычи получается 9 млн. тонн руды, которая и поступает на обогатительную фабрику.

Директор рудоуправления Александр Атамачук ласково называет карьер «печкой»: «Он дает жизнь всему комбинату. У нас много техники. Ежедневно работает более 100 единиц. Тут и 90-тонные самосвалы и экскаваторы, которые в одном ковше переносят по 8 кубометров породы».

В день нашего приезда людей на объекте немного. Работают взрывники. Они подготовили 15 скважин для взрыва. Заложили в них 134 тонны эмульсионной взрывчатки. С минуты на минуту должно рвануть. Мы расположились на безопасном расстоянии от места взрывных работ. Звучат предупредительные команды, техника и люди отводятся, звучит пронзительная сирена, и земля под ногами вздрогнула. Тысячи тонн породы полетели вверх, и лишь через мгновенье до уха долетел звук взрыва. Впечатляет! Одному экскаватору работа обеспечена на полтора месяца.

В рудоуправлении идет плановая замена карьерной техники. Покупаются
90–100-тонные карьерные самосвалы
Terex и Caterpillar. Они придут на смену 40-тонным БелАЗам, которые свой срок уже отработали. Да и электрические экскаваторы в карьере будут менять на новые – гидравлические.

Дороги в карьере широкие, как проспекты. Чтобы разъехаться двум самосвалам, нужно как минимум 19 метров. Кстати, удалось поуправлять одним из таких «монстров». На поверку он оказался мирным и очень послушным. Коробка-автомат и гидроусилитель руля, кондиционер, удобное сиденье и хороший обзор делают самосвал легко управляемым и очень комфортным. Кажется, что сидишь за рулем легкового автомобиля, если бы не высота 3-этажного дома.

Справка «АН»

Оренбургская область, город Ясный. Здесь находится крупнейшее месторождение хризотил-асбеста Киембаевское. Разрабатывается оно с 1971 года. Размеры карьера солидные: площадь составляет 2,5 млн. кв. метров. Глубина – 225 м, ширина – более 1400 м, длина – 2600 метров. Рядом расположен комбинат «Оренбургские минералы».

На комбинате  все здоровы

Встречает нас очень живой и громко говорящий директор Александр Болотов. Шумная специфика производства приучила его так разговаривать. Для своих 52 лет крайне подвижный человек. Более 30 лет работает на комбинате. Сразу после окончания Свердловского горного института по распределению приехал в Ясный: «Сначала думал, что после трех лет вернусь в родной город, но потом остался. Да и где еще такую зарплату сразу получишь – 300 тех, советских, рублей ежемесячно. Прошел все ступени от мастера до директора фабрики». За последние 10 лет завод кардинально изменился в лучшую сторону. Когда начинали, было 1800 человек и три цеха. Сейчас тысяча человек на основном производстве. Да недавно запустили цех по производству полипропиленовых мешков – еще 200 человек. Решили упаковку делать сами для себя. На фабрике почти все процессы автоматизированы. Уже установили новые дробилки, снизив на 30% расход электроэнергии. Скоро поставят новый электронный пульт управления производством.

В цехах практически не видно персонала и, что порадовало, мало пыли, хотя при входе на фабрику всем выдали марлевые респираторы. Оказывается, на предприятии есть вакуумная камера, которая создает разряжение при обработке и производит обеспыливание цеха. Благодаря давлению в 320 атмосфер в установке «Циклон» происходит осаждение асбеста, а пыль со всего предприятия уходит в отвал, после чего утилизируется. Интересно, но здоровье у самого Александра Болотова отличное, за все время работы ни разу на больничном не был. А производство-то вредным считается.

Из досье «АН»

Хризотил-цементная промышленность России и СНГ – это более десятка месторождений, 60% мировой добычи хризотила, 60 предприятий, шесть из которых градообразующие. А также более 500 тыс. человек, напрямую связанных с отраслью. Россия сохранила за собой право на звание самого крупного производителя и потребителя хризотил-асбеста в мире.

О вреде асбеста

Асбесты бывают двух типов: амфиболовые, уже двадцать пять лет запрещенные практически во всем мире; и хризотиловые, менее вредные для человека. Амфиболовые асбесты – кислотоустойчивые материалы, крайне пагубно влияющие на здоровье людей. Попадая в организм, они осаждаются в легких и длительное время не выводятся из них, тем самым вызывая развитие бронхолегочных и онкологических заболеваний, среди которых наиболее опасным является асбестоз. Волокна хризотилового асбеста легко растворяются в биологических средах и выводятся из легких в короткие сроки.

Для того чтобы делать научные выводы, пришлось обратиться в Институт геохимии Академии наук и, конечно, в МГУ на кафедру геохимии. По мнению наших ученых, опасен для человека не сам асбест, а его пыль. Вот мнение кандидата геолого-минералогических наук Евгения Янина: «В смеси с цементом хризотиловый асбест прочно связывается, и выделения из него в окружающую среду минимальны. Реально страшен амфиболовый асбест, особенно в чистом виде. Он применялся в изоляционных материалах в оборонной промышленности не только у нас, но и за рубежом. Пока еще не изобрели материалов, которые могут полностью заменить асбест. Трагическим примером тому может служить первая авария американского космического челнока «Челленджер». Там вместо изолирующих асбестовых прокладок использовали его заменители. А они не выдержали».

Вообще говоря, «асбест» – лишь коммерческий термин, который объединяет шесть волокнистых природных минералов, имеющих общие области применения в промышленности. Но все они различаются по строению, свойствам, биологической агрессивности, степени риска для здоровья человека.

В настоящий момент Минздрав совместно с Международным агентством по исследованиям рака Всемирной организации здравоохранения приступил к оценке безопасности использования хризотилового асбеста. Так что реабилитация этого нужного для промышленности материала, скорее всего, не за горами.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram