В настоящее время в сознании россиян растет понимание необходимости обеспечения экологической безопасности. Об этом заявила член-корреспондент Международной Академии Наук экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат политических наук Людмила Егорова в Самаре на двадцать пятом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государстсва на тему "Проблемы и приоритеты охраны окружающей среды, экологического образования и воспитания в Союзном государстве".
Также, по словам Егоровой, данное осознание всё больше приходит к представителям общественных экологических объединений. Все они всё больше понимают также необходимость отстаивания национальных, в том числе экологических, интересов, обеспечения национальной, включая экологическую, безопасности.
Российское законодательство содержит достаточно оснований для разработки и принятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации федерального конституционного закона «О национальной безопасности»
(ст.71-м, 108), а также федерального закона Российской Федерации «Об экологической безопасности» (ст.72-д) в целях защиты национальных экологических интересов как жизненно важных интересов личности, общества и государства в экологической сфере.
В структуре федерального закона «Об экологической безопасности» должна быть предусмотрена компетенция государственных органов власти, негосударственных и общественных объединений, физических и юридических
лиц в области обеспечения экологической безопасности по следующим блокам.
Понятийный аппарат, включая национальные экологические интересы как жизненно важные интересы личности, общества и государства в экологической сфере, угрозы экологической безопасности природного и техногенного характера, принципы, приоритеты, систему обеспечения экологической безопасности.
Полномочия, включая права, обязанности и ответственность.
Разделы: требования к обеспечению экологической безопасности по виду природных и техногенных угроз, направления обеспечения экологической безопасности.
Механизм действия, включая:
1) Систему управления в экологической сфере;
2) Организационную основу обеспечения экологической безопасности (федеральная целевая программа, строка в федеральном бюджете);
3) Реализацию стратегии принятия решений на основе анализа экологического риска, исходя из соблюдения баланса затрат, выгод и рисков (ничтожного, приемлемого и неприемлемого);
4) Экономические рычаги (бюджетные и внебюджетные, в том числе обязательное экологическое страхование с учетом экологического аудита);
5) Экологическое образование и просвещение;
6) Информационное обеспечение.
Экологический контроль, экологический надзор, обеспечение экологического правопорядка (экологическая полиция).
Защита национальных экологических интересов как основы развития нации будет способствовать укреплению суверенитета, территориальной целостности страны, росту престижа России в мировой политике. Степень защиты национальных экологических интересов России зависит от уровня экологической безопасности, обеспечение которой является целью экологической политики, направленной на реализацию и защиту этих интересов.
Для активизации государственной экологической политики необходима политическая воля на легитимизацию национальных экологических интересов и создание при Президенте Российской Федерации Национального
агентства по экологической политике.
Союзное государство как основной социальный институт политической системы общества, охватывающий собой всех его членов, является легитимным инструментом реализации и защиты жизненно-важных интересов личности, общества во всех сферах жизнедеятельности, воспроизводства материальных и духовных ценностей единой нации, которые делают общество способным функционировать как целостный организм. Основной функцией Союзного государства является обеспечение безопасного развития общества.
При этом в целях дальнейшего развития первостепенное значение имеет обеспечение безопасности единой нации.
Концепцию национальной безопасности Союзного государства, включая понятийный аппарат, вопросы стратегии и тактики, необходимо разработать с учетом следующих экологических преимуществ Российской Федерации, убеждена эксперт.
Глобальная экологическая роль России в мире уникальна и связана с ее стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на Земле. Российская территория является крупнейшим экологическим донором планеты как регион компенсации глобальных антропогенных нарушений природы. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Россия занимает важнейшее стратегическое положение в центре Евразии, является ключевым регионом планеты, перекрестком мировых сухопутных и морских транспортных артерий, обладает практически всеми видами сырья и ресурсов, развитой хозяйственной инфраструктурой, а по размерам территории и ресурсному потенциалу не имеет себе равных в мире. Россия обладает самой мощной в мире минерально-сырьевой базой, что обеспечивает свыше двух третей всех валютных поступлений в страну. Из страны ежегодно вывозится свыше трети добываемой в стране нефти, нефтепродуктов и газа, почти весь никель, медь и алюминий. Утрата этих невосполнимых минеральных ресурсов страны напрямую угрожает национальным интересам России, значит и Союзному государству.
Высокое качество природной среды неосвоенных территорий, человеческий потенциал и минерально-сырьевая база, обеспечивающие жизнеспособность нации на отдаленную перспективу, являются, по мнению члена-корреспондента Международной Академии Наук экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидата политических наук Людмилы Егоровой, главным богатством и безусловной ценностной категорией, сущностью национальных экологических интересов. Качество окружающей среды бесценно как невосполнимый ресурс, который в силу своей ограниченности уже сейчас ценится в мире выше, чем научные знания, информационные технологии и "ноу-хау". С учетом определяющей роли России в глобальных экологических процессах развитие Союзного государства невозможно без защиты национальных экологических интересов, обеспечения национальной безопасности, включая важнейшую ее составляющую – экологическую безопасность.
В целях защиты национальных экологических интересов как жизненно важных интересов личности, общества и государства, по мнению Людмилы Егоровой, необходимо:
1. Разработать и принять Закон Союзного государства «Об экологической безопасности», который должен стать законом прямого действия на всей территории Беларуси и России, а также стержнем Концепции национальной безопасности Союзного государства.
2. Создать в Парламентском Собрании Комитет по экологической политике в целях разработки законодательства Союзного государства по экологической политике.
Всё это, считает эксперт, поможет в деле отстаивания экологических интересов Белоруссии и России, обеспечения экологической безопасности