Выявить место и роль органов представительной власти в асимметрично развитых в социально-экономическом отношении регионах ЦФО позволил экспертный опрос лидеров общественного мнения в регионах. Для этого экспертным советом Агентства был разработан ряд критериев, по которым проводилась оценка деятельности региональных парламентов и их руководителей, а также сформирована временная экспертная группа, в которую вошли 36 региональных экспертов (по два представителя от каждого субъекта ЦФО).
В период с 29 апреля по 1 июня 2011 года проводилось качественное исследование с участием экспертной группы, в ходе которого была проанализирована роль региональных парламентов в политическом пространстве региона и непосредственный вклад в политические процессы председателей заксобраний. В итоге персонифицированный фактор деятельности спикеров оказался доминирующим, даже с учетом коллегиальной основы функционирования органов региональной представительной власти.
Ключевое внимание в экспертных оценках уделялось следующим сегментам:
1) качество регионального законодательства и усилия руководителя законодательного собрания в данном аспекте;
2) исполнение принимаемых законов в территории;
3) инициирование со стороны регионального законодательного собрания принятие стратегии развития территории;
4) влияние принимаемых областных законов на социально-экономическое развитие субъекта федерации;
5) уровень узнаваемости народных избранников и рейтинг доверия депутатов регионального законодательного собрания среди населения;
6) воздействие спикера на процесс консолидации и созидательной деятельности деловой и политической элиты региона, влиятельность руководителя заксобрания в среде элиты субъекта РФ;
7) роль спикера в системе разделения властей;
8) фактор контроля законодательных собраний над деятельностью органов исполнительной власти;
9) личный креатив и позитивные качества спикера, открытость областного парламента и его руководителя в сфере общественного мнения.
Большинство участников экспертной группы в том, что большое значение имеет модель политического поведения спикеров региональных парламентов (или ее отсутствие). По большому счету, в основе представленного ниже рейтинга в первой пятерке представлена наиболее эффективная модель политического поведения, которую можно обозначить, как модель социального новаторства с двумя вариациями: инициативно-деятельностной (характерна для Липецкой, Московской и Владимирской областей) и сбалансировано-деятельностной (характерна для Воронежской и Ярославской областей).
Следует особо отметить, что для Липецкой области характерно принятие востребованных законов. Этот субъект лидирует в формировании регионального экономического законодательства. Относительно Воронежской области имеет смысл заметить качество принимаемого регионального законодательства. Во многом это связано с тем, что большинство законопроектов проходят экспертизу в «Институте регионального законодательства». Однако далеко не все даже качественно проработанные законопроекты исполняются (правда, это уже имеет косвенное отношение к представительной власти).
Особое место эксперты отвели Белгородскому парламенту, отмечая, что прежний председатель Белгородской областной Думы выполнял представительские функции. Настоящий председатель по инерции демонстрирует те же модели и практики в условиях дисбаланса властей, при котором исполнительная власть подавляет законодательную и не дает возможности функционировать ей как самостоятельному институту.
В целом же прослеживается тенденция, согласно которой региональные законодательные собрания как институт парламентаризма не в полной мере отвечают концентрированным чаяниям жителей субъектов России.
|
|||
. |
|
Павел Путилин Председатель Липецкого областного Совета депутатов |
|
2. |
|
Валерий Аксаков Председатель Московской областной Думы |
|
3. |
|
Владимир Ключников Председатель Воронежской областной Думы |
|
4. |
|
Виктор Рогоцкий Председатель Ярославской областной Думы |
|
5. |
|
Владимир Киселёв Председатель Законодательного Собрания Владимирской области |
|
6. |
|
Андрей Бычков Председатель Костромской областной Думы |
|
7. |
|
Владимир Платонов Председатель Московской городской Думы |
|
8. |
|
Игорь Панченко Председатель Тульской областной Думы |
|
9. |
|
Андрей Епишин Председатель Законодательного Собрания Тверской области |
|
10. |
|
Виктор Бабурин Председатель Законодательного Собрания Калужской области |
|
11. |
|
Александр Кичигин (с марта 2011 г. Виктор Карамышев) Председатель Курской областной Думы |
|
12. |
|
Владимир Карев (с марта 2011 г. Александр Никитин) Председатель Тамбовской областной Думы |
|
13. |
|
Владимир Гайдуков |
|
14. |
|
Иван Кулабухов, Анатолий Зеликов (до октября 2010 г.) Председатель Белгородской областной Думы |
|
15. |
|
Анатолий Мишнев |
|
16. |
|
Иван Мосякин (до мая 2011) Председатель Орловского областного Совета народных депутатов |
|
17. |
|
Сергей Пахомов Председатель Ивановской областной Думы |
|
18. |
|
Аркадий Фомин Председатель Рязанской областной Думы |
|