В одном из апрельских номеров «АН» уже рассказывали о том, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев стремится вывести из федеральной собственности ряд эффективно работающих селекционно-семеноводческих хозяйств, в частности, рисоводческий племенной завод «Красноармейский». К «Красноармейскому» Ткачев решил присовокупить еще два хозяйства из ведомства Росссельхозакадемии ВНИИ масличных культур – «Березанское» и «Урупское».
Без науки не потянем
С первого взгляда кажется, что попал в хозяйства 80-х годов прошлого века. Аккуратные и крепкие, без изысков и новодела дома, ухоженные клумбы и цветники на главных усадьбах. Нет здесь навороченной импортной техники. Работают на том, что имеют, но все в хорошем состоянии. Подобные агропредприятия стали редкостью в отечественном сельском хозяйстве. Аргументы – пожалуйста. Вот лишь некоторые цифры по «передовикам капиталистического труда»: «Березанское» – 17 тыс. га земли, производит в год до 40 тыс. т зерновых, до 4 тыс. т подсолнечника, около 2,5 тыс. т молока и по 130 т привеса КРС и свиней. В прошлом году хозяйство получило более 30 млн. руб. прибыли при рентабельности производства 14,3%. Основное направление предприятия – семеноводство сортов и гибридов подсолнечника отечественной селекции. По соседству, в «Урупском», прибыль от продаж сельхозпродукции в прошлом году увеличилась на 174% и составила почти 29 млн. руб. при рентабельности 17,8%. Площадь, занятая сельскохозяйственными культурами, составляет почти 7 тыс. га. Хозяйство также ориентировано на семеноводство подсолнечника кондитерских сортов, сои, гибридов кукурузы, овощей.
Оба директора подтянутые, аккуратные, грамотные 50-летние мужики, сразу располагают к себе. Таких людей относят к категории настоящих хозяев на земле, знающих и болеющих за дело. Однако некоторые растерянность и непонимание сквозят в их речах. Убеждены лишь в одном: то, что затеял губернатор, в корне неправильно. Если передача их хозяйств от подведомственного ВНИИ масличных культур в краевую собственность состоится, то вся работа встанет. Ведь земля-то под хозяйствами будет потеряна, и вся селекционно-семеноводческая деятельность головного института будет прекращена. «А без этого российские масличные культуры окажутся под угрозой», – в унисон твердят директора предприятий Юрий Воронин и Анатолий Алюков.
По мнению Анатолия Алюкова, директора ФГУП «Урупское», край не сможет поддерживать стратегические хозяйства на нужном уровне:
– Дамоклов меч навис над нами. Мы без науки семеноводство не потянем.
Подвел социалистический образ
Профессора института называют подобные действия губернатора не иначе, как «терроризм и диверсия». «Ткачев хочет заставить нас заниматься селекцией в цветочных горшках, – говорят они. – В одночасье угробить многолетний труд сотен ученых и практиков ВНИИ масличных культур и оставить страну без собственной семеноводческой базы просто преступление». Сергей Бородин, зав. отделом селекции сортов подсолнечника, доктор сельскохозяйственных наук ВНИИ масличных культур, поясняет:
– Подсолнечник является перекрестно-опыляющимся растением. Два разных сорта, чтобы сохранить «чистоту породы», должны расти на расстоянии не менее 2 км друг от друга. Нужны большие площади, пространственно-изолированные участки. Кстати, на создание нового сорта требуется минимум 10 лет. Селекция – наука кропотливая и не терпит суеты.
Масло – не только под картошечку
Гидрогенизацией подсолнечного масла получают маргарин. Масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности. Сегодня в некоторых странах отработанное кулинарное масло используют в качестве добавки к дизельному моторному топливу. Отходы производства – жмых и шрот – идут на корм скоту. Лузга подсолнечника – для производства топливных брикетов. В последнее время селекционированы сорта, выделяющие латекс из надрезов стебля. Он отличается гипоаллергенностью по сравнению с натуральным и тем более синтетическими каучуками.
В последние годы институт вышел на мировой рынок со своей интеллектуальной и конкурентной продукцией. Семена из подведомственных хозяйств покупают Узбекистан, Казахстан, Украина. На базе института проходят международные конференции, сюда приезжают специалисты со всего мира. А передел собственности нанесет непоправимый удар по всей науке, по селекции и, что крайне важно, по продовольственной независимости страны. Чего стоят институтские ученые без опытно-производственной базы? Это как машина без колес.
По мнению ученых ВНИИ масличных культур, выведение ФГУП «Березанское» и ФГУП «Урупское» из системы Россельхозакадемии будет способствовать вытеснению отечественного производителя с рынка семян и продвижению сортов и гибридов зарубежных фирм. Под угрозу ставится выполнение доктрины продовольственной безопасности России, которое определяет 80%-ную долю отечественного сырья в производстве растительного масла. Стоит заметить, что эти селекционно-семеноводческие хозяйства – единственные крупные в стране.
Из досье «АН»
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В.С. Пустовойта. Головное учреждение России по селекции, семеноводству и технологиям возделывания многих масличных культур. Созданные в институте сорта и гибриды масличных культур включены в Госреестр селекционных достижений. Семена масличных культур, выведенные институтом в хозяйствах «Урупское» и «Березанское», соответствуют требованиям ГОСТа по посевным качествам. Работа института позволила увеличить площадь товарных посевов отечественных сортов и гибридов в нашей стране в 2010 г. до 2,3 млн. гектаров, а это более 50% всех посевов в России.
Но эти факты не принимаются в расчет министерскими чиновниками. 11 апреля 2011 г. в Минэкономразвития РФ состоялось совещание по вопросу передачи в государственную собственность Краснодарского края имущественных комплексов агрохозяйств Россельхозакадемии. Директор Департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров объявил:
– Наличие картинной галереи, конноспортивной школы – пережитки социалистического образа жизни. Этого не должно быть в хозяйствах. А присутствие ферм с крупным рогатым скотом, коровами и свиньями – непрофильное производство. Поэтому их надо передать в собственность Краснодарского края.
Вот такие аргументы приводит государственный чиновник. Видимо, он лучше знает, что нужно для нормальной жизни на селе. Без коров и свиней, а заодно и живности в личных подворьях. А как и чем удержать работников, он почему-то не посоветовал.
Справка «АН»
В Россию семена подсолнечника завез из Голландии Петр I. До изобретения производства подсолнечного масла поджаренные семена подсолнечника использовались исключительно как народное лакомство. Промышленный процесс производства подсолнечного масла создал крепостной крестьянин Дмитрий Бочкарев в 1828 году.
В нашей стране сосредоточено около 70% всех мировых посевов этой культуры. Основным покупателем подсолнечного масла, экспортируемым из России, является Турция – более 100 тыс. тонн. Далее следуют Италия и Египет – свыше 50 тыс. тонн в каждую страну.
Почему же Минэкономразвития не прислушивается к мнению Россельхозакадемии о нецелесообразности передачи этих хозяйств в собственность Краснодарского края? Может быть, голос у губернатора погромче? С потерей экспериментальной и производственной баз очень велика вероятность смены мест в рейтинге – сегодня Россия входит в тройку лидеров среди поставщиков подсолнечного масла в мире. И заслуга столь высокой позиции России принадлежит именно ВНИИ масличных культур, здесь сосредоточен весь потенциал. Смысл разрушения сложившейся научно-производственной базы ученые мужи понять не могут. Ясно одно: «Березанское» и «Урупское» – очень лакомые куски Кубанской земли, раз господин Ткачев не желает отказаться от затеи. А крестьяне и фермеры пойдут на поклон за семенами к соседям, а то и за океан.