В канун Дня России, словно пробудившись от зимней спячки, разномастные активисты взялись в меру своих сил и разумения крепить в стране межнациональное согласие, все как один ссылаясь на февральское выступление президента на Госсовете в Уфе. Лучше бы они продолжали спать.
О чем поем
На днях мне прислали Гимн толерантности. В сопроводительном письме к звуковому файлу настоятельно советовалось крутить сей опус в федеральном радиоэфире пару раз в день, дабы в наше непростое время неуклонно повышать уровень терпимости между молодыми согражданами. Вот что должно было вызвать у молодежи приступ толерантности:
«Мы путями трудными прошагаем весело,
и дружбе нашей нет преград.
Мир наполним радостью и родными песнями,
снова наши голоса звучат./
Плечом к плечу стоим в кругу,
и в такт звучат наши сердца.
Тебя я жду, с тобой иду,
и дружбе нашей нет конца.
Если не поленимся, к лучшему изменится
жизнь на самой яркой из планет.
Наша дружба верная никуда не денется.
Потому что крепче ее нет!»
Прямо как в поговорке: хоть десять раз скажи «халва», а во рту слаще не станет. Тот же эффект у этих заклинаний «дружбы», к тому же если звучат они дурными голосами под безликую мелодию, правда, с весьма профессиональной аранжировкой. Как выяснилось, за нее заплатили бюджетные средства по небольшому гранту. Не удивлюсь, если таким образом кто-то бодро отчитался за борьбу с экстремизмом в молодежной среде.
Креатив зашкаливает
В бывшей гостинице «Украина», что в центре столицы, прошло мероприятие под названием медиафорум «Мир и согласие». Загадка его в том, что мне так и не удалось выяснить, был ли в тот вечер в зале кто-то против мира и согласия в стране, кого в результате трехчасового по всем признакам недешевого действа удалось переманить на сторону толерантности? А иначе зачем все это? Для кого?! Неужели есть сомнения в дружелюбных настроениях ректора университета культуры Рамазана Абдулатипова или певицы Надежды Бабкиной? А может, третий эшелон эстрадной попсы угрожает миру и согласию в стране? Ну уж нет! Все как один они выходили, говорили правильные слова, иногда пели по одной песне «про любовь» и затем искренне просили председателя Центрального совета сторонников партии «Единая Россия» Франца Клинцевича принять их в Народный фронт под надежные путинские знамена: давно хотели и вот созрели. Присутствовавшие дружно восхищались мероприятием как «новой и чрезвычайно креативной формой работы с молодежью». Можно ли считать креативом то, что соведущей уважаемого героя афганской войны Клинцевича была сомнительная экс-звезда проекта «Дом-2» Виктория Боня, которая путала имена даже своих коллег по шоу-тусовке и суетливо бегала по сцене со школьной указкой, предлагая каждому новому участнику показать на карте страны место его рождения?
Все зависит от заданной системы координат и конечной цели. Возможно, за «молодежное» мероприятие в пафосной гостинице напротив Дома правительства кого-то похвалили. Только имеет ли сей взрыв креатива хоть какое-то отношение к тем толпам подростков, которые под лозунгами национальной нетерпимости собирались полгода назад буквально в сотнях метров отсюда – на площади у ТЦ «Европейский»?
Хотели как лучше – получилось…
На днях в Твери стартовал арт-проект «Россия для всех». Задумывался он как творческий ответ лозунгу «Россия для русских!». Работы выставки выполнены незатейливо: размашисто и нарочито небрежно с подтеками и исправлениями в манере полуграмотных надписей на домах городских окраин нам сообщают этническое происхождение 80 известных и значимых для России личностей.
«Александр Невский – внук осетинки», «Русский святой Пафнутий Боровский – татарин», «Александр Суворов: шведские корни по отцу», «Василий Жуковский – турок по матери», «А.С. Пушкин – по прадеду арап», «Петр Чайковский – внук француза», «Абрам Иоффе – еврей». «Булат Окуджава – армянин по матери»… Чем дальше, тем больше возникает вопросов к этому, не исключаю, что искреннему душевно-гражданскому порыву. Ибо к искусству все это имеет отношение меньше, чем самые примитивные граффити на заборе.
Почему указывается этничность лишь одного из родителей (родственников) и предпочтение демонстративно отдается нерусскому? Разве нельзя было придумать объединяющий, а не разъединяющий ход? Возможно, авторы этого и не хотели, но после просмотра всех 80 т.н. арт-объектов создается стойкое ощущение, что русские в истории России участвовали мало. Такого рода дискомфорт у этнического большинства населения задуман изначально? Намеренно ли выставка пугающе реанимирует стилистику времен Третьего рейха с надписями на стенах гетто?
С великими, но уже умершими россиянами, наверное, во имя благих-то замыслов, допустимо обращаться несколько свободно, а вот как быть с ныне здравствующими? Информация об этническом происхождении относится к разряду личных данных, которые охраняются законом, даже в паспортах у нас теперь нет графы «национальность». Только сам человек волен сообщать или нет о себе такого рода данные. Согласны ли Майя Плисецкая, Галина Вишневская, Евгений Евтушенко, Алиса Фрейндлих, Марис Лиепа, Артур Челингаров, Давид Тухманов, Елена Исинбаева, Юрий Шевчук и многие другие наши современники на обнародование своих этнических корней столь сомнительным способом?
Безусловно, искать новые формы воплощения в жизнь идей межнационального согласия необходимо. Только вот область эта настолько тонкая и деликатная, что фальшь здесь ощущается моментально и также стремительно порождает отвращение и неприязнь. Попсовиков-затейников с холодными глазами к этой теме лучше на пушечный выстрел не подпускать. Иначе они затопчут те небольшие ростки искренних гражданских инициатив, которые действительно в последнее время появляются в стране.
Например, в Козельск на II Международный конкурс молодых исполнителей славянской песни «Оптинская весна» съехались талантливые певцы со всей России, Украины, Белоруссии, Сербии. ЧТО и КАК они пели о любви к родине, дружбе и взаимопомощи между народами – потрясало! Взрослые и молодежь выходили из зала ошеломленные и задумчивые. Однако на поддержку этого проекта ни в одном бюджете не нашлось и копейки. Единственный, кто пришел на помощь, – монастырь «Оптина пустынь», где просто накормили 150 съехавшихся из разных стран артистов…
А где же были бьющиеся за толерантность местные отделения единой, справедливой, ну или хотя бы либерально-демократической России? Не иначе как полегли в битве за освоение госбюджета на борьбу с экстремизмом.