Ковалев: Ельцин лишь в общих чертах представлял себе, что такое демократия
13 июня 2011, 11:37 [ «Аргументы Недели» ]
Празднование Дня России заставило мировое сообщество вспомнить о человеке, с которым ассоциируются принципиальные перемены в политическом устройстве нашей страны.
Газета Die Zeit, уточнив, что именно 12 июня 1991 года Россия выбрала своим первым президентом Бориса Ельцина, пишет: "12 июня стал днем триумфа народного трибуна с Урала. Он одержал на выборах ошеломительную победу. Он, стремившийся к радикальным переменам, он, кому ход перестройки казался слишком вялым, а Михаил Горбачев слишком осторожным".
По мнению Сергея Ковалева, советника первого президента России по вопросам прав человека, слова которого приводит газета, Ельцин воистину был кандидатом в президенты от народа, который ему доверял.
Выборы 1991 года правозащитник, который тогда был депутатом Верховного Совета РСФСР, называет по-настоящему демократическими и первыми свободными в стране. "Борис Николаевич Ельцин был самым популярным политиком в России", - цитирует Ковалева газета.
Тем не менее, по словам Ковалева, несмотря на триумф, Борис Ельцин был фигурой скорее трагической. "Он хотел положить конец старой партийной системе и направить страну в демократическое русло. Трагедия состояла в том, что он лишь в общих чертах представлял себе, что такое демократия". При этом, продолжает правозащитник, энергия Ельцина, его борьба убеждали все больше людей в необходимости перемен: первые демократические силы слились в движение "Демократическая Россия", поддержавшее Ельцина на выборах.
"Спорной фигурой Борис Ельцин оставался и после выборов. Он стоял в арьергарде движения за демократию, был народным лидером, который остановил танки при помощи баррикад из автобусов в августе 1991 года. Он сверг путчистов и запретил КПСС. Однако позднее от него дистанцировались некоторые из его демократических соратников. Дело в том, что Ельцин создал политическую систему, которая предоставляла президенту практически неограниченные полномочия. Время его правления в 1990-е годы ассоциируется со смутой, хаосом, когда общественного порядка фактически не существовало, цитирует газету inopressa.ru.