Аргументы Недели → Общество № 21(262) от 02.06.2011

Юбилейная работа над ошибками

, 18:05

Национально-культурные автономии (НКА) – этот диковинный поначалу вид общественных объединений россиян по этническому признаку появился в нашей стране в 1996 г. с принятием одноименного федерального закона. Спустя 15 лет в Российской Федерации худо-бедно функционируют 16 федеральных, 215 региональных и 593 местных НКА. Таким образом, 59 этнических общностей развернули свою деятельность в 76 субъектах России. Только в Москве значится 74 автономии.

Юбилей принятия закона ознаменовался не только положенными в таких случаях дифирамбами, но и многочисленными дискуссиями. Одна из них – весьма жесткая – прошла в комитете Госдумы РФ по делам национальностей.

Валентин КУПЦОВ – председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей:

- Сам факт появления закона – уже гарантия поддержки государством национально-культурных автономий. Основной его идеей было то, что государство готово нести расходы на реализацию гражданами своих национально-культурных потребностей. Но формулировка, которая и сегодня остается в законе: «может оказывать поддержку», – прописана под мощным давлением бюрократии и позволяет органам государственной власти зачастую уклоняться от своих обязательств. С 2004 года право финансово поддерживать НКА осталось только у субъектов РФ. Наш комитет недавно инициировал поправку, чтобы расходы на деятельность НКА были возложены еще и на федеральные местные бюджеты. Закон нуждается в освобождении от неработающих «тупиковых» статей, которые тормозят развитие института НКА. Возможно, тогда будет преодолен и некоторый скепсис в обществе, а особенно среди этнических масс по поводу эффективности национально-культурных автономий.

Вячеслав Михайлов – экс-министр по делам национальностей РФ, завкафедрой национальных
и федеративных отношений РАНХГС при Президенте РФ

- Весь период существования Советского Союза идея национально-культурной автономии третировалась, потому что исторически она в нашей стране была политизирована. К сожалению, и за минувшие 15 лет деполитизации НКА так и не произошло. Вопрос национально-культурной автономии должен стать исключительно вопросом этнокультуры, образования, дружбы и проч., но не вопросом большой политики. Слишком много внимания уделяется федеральным автономиям. А ведь это генералы без армии! Главное сейчас создавать именно местные автономии: соединить Закон «О национально-культурной автономии» с Законом «О местном самоуправлении». На этот базовый момент все должно быть направлено, в том числе финансирование. Будь у нас несколько тысяч реально работающих местных НКА, не было бы сейчас кошмара межэтнических столкновений.

Валерий КАДОХОВ – первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации
и региональной политики

- Есть ли на федеральном уровне достаточное представление о проблеме межнациональных отношений? На мой взгляд, есть силуэт в мозгах, но нет скелета проблемы, механизма реализации ясных правоотношений. Этнокультурное развитие, сближение через него больших и малых народов отнюдь не всегда зависит от федерального центра и финансов. Активность может и должна проявить местная власть, общественно-политическая элита, семья и школа, где желтый дьявол выхолостил не только чувства патриотизма, но и библейские заповеди. Нужны местные мероприятия по сближению народов! Декады культуры, допустим, Татарстана в Дагестане, Дагестана в Осетии и так далее. На местах есть отделения всех ныне действующих партий. Кто им мешает организовывать эту работу?

Надежда ДЕМЕТР – президент ФНКА российских цыган

 - Главный недостаток этого закона в том, что при отсутствии финансирования он становится не более чем декларацией. Невозможно решить проблемы социальной и культурной помощи моему народу усилиями общественной организации, не имеющей ни офиса, ни штатных сотрудников. Нам нужна федеральная целевая программа по социально-экономическому и этнокультурному развитию российских цыган.

Генрих МАРТЕНС – президент ФНКА российских немцев

- Без внимания государства институт национально-культурных автономий начал стагнировать и маргинализироваться. Нет постоянной площадки для диалога между НКА и государством. Интересы национальных сообществ не представлены ни в Общественной палате, ни в Федеральном Собрании, ни в программах и деятельности политических партий. Большая политика Российской Федерации в отношении национальных сообществ осуществляется в отсутствие представителей тех, в интересах кого эта политика должна вырабатываться и реализовываться.

Валерий ТИШКОВ – экс-министр по делам национальностей РФ, академик, директор Института этнологии и антропологии РАН

- И 15 лет назад, и сейчас считаю не самой плодотворной идею разделения автономий на уровни: федеральные, региональные и местные. Особенно когда предполагается, что у одного народа должна быть лишь одна федеральная автономия. Это прежде всего отражает интересы чиновников, ведь бюрократии удобнее говорить с кем-то одним, кто представляет тот или иной народ или этнос. В действующем законе обязательства государства прописаны недостаточно. Однако стратегия господдержки должна быть основана на системе конкурсов и проектов, а не просто поддержки этнобюрократии: чтобы были машина, телефон и офис за счет государства у той или иной национально-культурной автономии.

Михаил ЧЛЕНОВ – вице-президент еврейской ФНКА

- Закон ограничил деятельность НКА триадой – язык, культура, образование. А в реальной жизни мы испытываем давление со стороны государственных органов, которые требуют от нас участия в политическом процессе. В частности, противостоять ксенофобии, воспитывать толерантность в молодежной среде и так далее, что является чисто политическими функциями!

Маргарита ЛЯНГЕ – председатель Гильдии межэтнической журналистики

- НКА за все эти годы так и не стали реальной силой гражданского общества. Голос в медиапространстве у них прорезается по поводу исключительно их личных этнических проблем. Это сообщество крайне разобщено, ведь если что-то случилось, допустим, у цыган, то все остальные НКА молчат. Молчат лидеры НКА и по важным для страны общегражданским этнокультурным вопросам. При такой позиции о каком авторитете и уважении в обществе к институту национально-культурных автономий может идти речь?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram