> Мнение: правовое регулирование перевозок в ЕврАзЭС необходимо совершенствовать - Аргументы Недели

//Общество

Мнение: правовое регулирование перевозок в ЕврАзЭС необходимо совершенствовать

15 мая 2011, 08:16 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]

Правовое регулирование перевозок, осуществляемых жеоезнодорожным и автомобильным транспортом на пространстве Евразийского экономического сообщества, необходимо совершенствовать. Об этом заявил заместитель председателя Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества по таможенному регулированию и пограничной
политике, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Белоруссии по международным делам и связям с СНГ Виталий Бусько 14 мая в Санкт-Петербурге на совместном заседании постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам, по таможенному регулированию и пограничной политике, а также по торговой политике и международному сотрудничеству.

Виталий Бусько считает, что необходимость соответствующих Рекомендаций обусловлена не в последнюю очередь тем, что на современном этапе интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества особое внимание уделяется формированию единого транспортного пространства Сообщества. Одним из основных направлений, способствующих формированию единого транспортного пространства, является гармонизация нормативных правовых актов государств-членов ЕврАзЭС по регулированию
транспортной деятельности и организации перевозок пассажиров и грузов между государствами-членами ЕврАзЭС и третьими странами.
В транспортном комплексе государств-членов ЕврАзЭС железнодорожный транспорт играет существенную роль, имеет огромное экономическое, оборонное, социальное и политическое значение. Железнодорожный комплекс является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов, а также является одним из самых доступных видов транспорта для граждан.
В целях формирования единого транспортного пространства Сообщества необходимо, в том числе, осуществить комплекс мероприятий по унификации национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС, регулирующего отношения в области железнодорожного транспорта.
 В настоящее время основными актами, регулирующими отношения в сфере железнодорожного транспорта в государствах-членах ЕврАзЭС, являются:
        Гражданские кодексы, содержащие положения о договоре перевозки как правовой основе гражданско-правовых отношений на железнодорожном транспорте;
        основополагающие законы о транспорте (транспортной деятельности), закрепляющие наиболее важные нормы транспортного
законодательства в целом, относящиеся, в том числе, к регулированию железнодорожного транспорта;
        специальные законы о железнодорожном транспорте (за исключением Республики Таджикистан, в которой специальный закон не принят);
        правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные уполномоченными в соответствии с законодательством органами;
        законодательство, регулирующее отношения, непосредственно связанные с перевозкой на железнодорожном транспорте (о транспортной экспедиции, транспортном страховании, безопасности на железнодорожном транспорте и т.п.);
        международные соглашения в области железнодорожного транспорта. Законодательный массив государств-членов ЕврАзЭС в области железнодорожного транспорта, а также перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, представлен наряду с законодательными актами достаточно большим количеством актов подзаконного уровня,
детализирующих порядок деятельности железнодорожного транспорта и осуществления перевозок различных видов грузов, багажа, а также пассажиров. В Российской Федерации, в отличие от других государств-членов ЕврАзЭС, гораздо более подробно регламентирована и детализирована перевозка различных видов грузов, по каждому из которых существуют соответствующие правила перевозок, принятые Министерством транспорта Российской Федерации, например, такие как правила перевозки грузов насыпью и навалом, в открытом подвижном составе, в специализированных контейнерах и др.
        Нормативные правовые акты, содержащие предписания в части осуществления деятельности железнодорожного транспорта, в том числе перевозочной, относятся не только к сфере гражданского и хозяйственного законодательства. Нормы, регулирующие данные отношения, включены в акты таможенного, налогового, земельного и иных отраслей законодательства, учитывая, что железнодорожный транспорт является комплексной отраслью.

        Проведенный анализ показал, что в целом имеет место схожесть законодательств государств-членов ЕврАзЭС по многим ключевым вопросам в сфере железнодорожного транспорта: содержание обязательственных отношений, методы государственного регулирования, права и обязанности участников транспортной деятельности и их ответственность, безопасность железнодорожных перевозок и др.
        С другой стороны, развитие законодательства в сфере правового регулирования перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом в разных государствах-членах ЕврАзЭС, идет неравномерно в зависимости от степени развития железнодорожной отрасли, востребованности и объема осуществляемых железнодорожным транспортом перевозок, иных условий. Так, в законодательстве Республики Таджикистан отсутствует специальный законодательный акт в области железнодорожного транспорта. При этом в
каждом из государств Сообщества приняты акты, детально регулирующие правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
        На основе проведенного сравнительно-правового анализа законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере правового
регулирования перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, выработаны следующие рекомендации по дальнейшей гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС.
        1. Применение единых подходов по вопросам собственности на железнодорожном транспорте.
        В настоящее время вопросы собственности на железнодорожном транспорте в государствах-членах ЕврАзЭС решены по-разному. В некоторых государствах Сообщества (Российская Федерация и Республика Казахстан) в результате проведенных экономических реформ произошло акционирование основного предприятия, занимавшего доминирующее положение в железнодорожном комплексе. Так, в результате третьего этапа реформы железнодорожной отрасли в Республике Казахстан на базе казахстанского железнодорожного предприятия РГП «Ќазаќстан темір жолы» было создано ЗАО «Национальная компания «Ќазаќстан темір жолы». В Кыргызской Республике и Республике Таджикистан подобные организации имеют статус государственных предприятий, а в Республике Беларусь – особый статус государственного объединения с присущими ему функциями управления и регулирования железнодорожным транспортом.
        Помимо этого, в рамках проводимых реформ железнодорожных перевозок отдельными государствами Сообщества на законодательном уровне следует осуществить разграничение сферы управления железнодорожной отраслью от осуществления государственного регулирования ею.

        Учитывая особенности национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС, следует определить пределы доступа частных
компаний к подвижному составу и транспортной инфраструктуре в условиях имеющих место процессов демонополизации данной сферы. При этом следует учитывать имеющийся опыт проведения реформирования железнодорожной отрасли, основанный на следующих принципах:

        постепенности процесса реформирования и минимизации риска необратимых действий;
        разделения функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью;
        перехода от монопольного состояния отрасли к конкурентному;

        сохранения государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);
        сохранения интеграции инфраструктуры с частью грузовых перевозок по Москве и другим городам РФ с поэтапным увеличением доли организационно-обособленного подвижного состава.
2. Одним из важных направлений гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта является разработка единого понятийного аппарата в указанной сфере (в частности, по основным терминам ”железнодорожный транспорт общего пользования“, “железнодорожный транспорт необщего пользования“, ”инфраструктура железнодорожного транспорта”, ”железнодорожные пути”, ”перевозчик“ и другим).
        3. Для целей правового регулирования представляется важным в основополагающих актах законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта единообразно диференцировать виды железнодорожного транспорта (железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и иные).
4. Актуальной является унификация и возможное расширение в законодательствах государств-членов ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта состава участников (субъектов) регулируемых им отношений, обеспечение единообразия их правового положения (права, обязанности и ответственность).
По примеру Российской Федерации целесообразно введение таких субъектов как пользователь услугами железнодорожного транспорта, владелец инфраструктуры, оператор железнодорожного подвижного состава.

5. Выработка мер по дальнейшему проведению согласованной тарифной политики государствами Сообщества в сфере осуществления железнодорожных перевозок.
В целях формирования единого транспортного пространства Сообщества и дальнейшей унификации транспортного законодательства государств-членов ЕврАзЭС должен быть разработан единый порядок установления тарифов на межгосударственные перевозки. В области межгосударственных перевозок пассажиров и багажа указанным порядком может быть предусмотрено установление льгот по проезду граждан и провозу багажа, а также принципы возмещения перевозчикам предоставленных льгот со стороны государств
Сообщества.
6. Осуществление унификации в области технического регулирования на железнодорожном транспорте.
Важнейшим элементом согласованной интеграции ЕврАзЭС в европейскую и мировую транспортные системы является унификация транспортных технических норм и стандартов.
На территории отдельных государств-членов ЕврАзЭС в настоящее время принимаются определенные меры по разработке технических нормативных правовых актов, содержащих требования Европейского Союза, установленных в Директивах. Так, В Республике Беларусь разработан технический регламент в сфере безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, направленный на установление единых требований в данной сфере и унификацию с общеевропейскими требованиями.
Учитывая необходимость создания единого транспортного пространства Сообщества, работа по гармонизации стандартов и технических норм должна осуществляться, в том числе, с учетом имеющегося европейского опыта развития единого железнодорожного пространства. Помимо участия в международных договорах, а также имплементации в национальное законодательство требований, содержащихся в конвенциях, директивах и других международных соглашениях, данная работа должна вестись непосредственно в рамках ЕврАзЭС.
В настоящее время подготовлен ряд технических регламентов Сообщества в сфере железнодорожного транспорта, а именно:
Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»;
Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;
Технический регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего назначения».
При этом основными объектами регулирования, по которым должны проводиться дальнейшие процессы сближения законодательств
государств-членов ЕврАзЭС, должны быть безопасность подвижного состава, железнодорожных линий, электроснабжения, сигнализации, связи и управления движением.
Настоящие рекомендации по гармонизации законодательств государств-членов ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта могут быть использованы при совершенствовании положений национальных законодательств в данной сфере, а также в качестве основы для разработки новой редакции Основ транспортного законодательства ЕврАзЭС.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Катастрофа жуткая... А центральные власти не знают об этом?