Государства, и в первую очередь находящиеся рядом друг с другом, должны совместно обеспечивать безопасность своих водных ресурсов, заявил председатель Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества по агропромышленной политике, природопользованию и экологии, член Комитета Совета Федерации России по природным ресурсам и охране окружающей среды Анатолий Васьков в Санкт-Петербурге на заседании Постоянной комиссии Межпарламентской
Ассамблеи Евразийского экономического сообщества по агропромышленной политике, природопользованию и экологии.
В частности, по его словам, необходимо развивать сотрудничество в области предотвращения негативных последствий для водных ресурсов разного рода аварий, а также во многих других областях.
В свою очередь, член Комитета Сената Парламента Казахстана по финансам и бюджету Жансеит Сарсекулов отметил, что проблема совместной охраны и использования трансганичных водотоков весьма актуальна сегодня для Центральной Азии, (так как для данного региона использование водных ресурсов куда более важно, чем, скажем, для Европы, из-за более высоких температур- ред.)
Для того, чтобы решать задачи по использованию и охране трансграничных водотоков, в ЕврАзЭС в ближайшее время может быть принят типовой проект законодательного акта "Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер", который был в основном одобрен на выше упомянутом заседании Комиссии 14 мая в Санкт-Петербурге.
Разработка типового проекта законодательного акта «Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер»,
осуществляется в соответствии с Программой законотворческой деятельности МПА ЕврАзЭС на 2010 и последующие годы.
Настоящий проект документа подготовлен на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств в рассматриваемой сфере, в котором отмечается, что сфера охраны и использования трансграничных водотоков и международных озер государств-членов ЕврАзЭС регламентируется преимущественно в рамках Водного кодекса этих стран и международных соглашений.
В ходе работы были осуществлены поиск и изучение нормативных правовых актов государств Сообщества, регулирующих отношения в данной области, а также сформулирован перечень вопросов, по которым в последующем проводился анализ. В частности, к таковым относятся:
- основные понятия, используемые в законодательстве;
- общие положения;
- исследования и разработки;
- двустороннее и многостороннее сотрудничество;
- совместные мониторинг и оценка;
- взаимная помощь;
- обмен информацией между прибрежными Сторонами и другие.
Типовой проект содержит главы, определяющие:
- общие положения и положения о сторонах;
- положения о прибрежных сторонах.
Документ содержит приложения касающиеся:
- определение термина "Наилучшая имеющаяся технология";
- руководящие принципы для разработки наилучшей в экологическом отношении практики;
- руководящие принципы разработки целевых показателей и критериев качества воды.
Согласно проекту документа, Стороны принимают все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия.
Стороны принимают, в частности, все соответствующие меры:
a) для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
б) для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;
в) для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
г) для обеспечения сохранения и, когда это необходимо, восстановления экосистем.
Меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения вод принимаются, насколько это возможно, в источнике загрязнения.
Эти меры ни прямо, ни косвенно не должны вести к переносу загрязнения на другие компоненты окружающей среды.
При осуществлении мер, упомянутых в первом и во втором абзаце настоящей статьи, Стороны руководствуются следующими принципами:
a) принципом принятия мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием - с другой;
б) принципом "загрязнитель платит", в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;
в) управление водными ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Прибрежные Стороны осуществляют сотрудничество на основе равенства и взаимности, в частности, путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений с целью выработки согласованной политики, программ и стратегий, охватывающих соответствующие водосборы или их части, для обеспечения предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия и с целью охраны окружающей среды трансграничных вод или окружающей среды, находящейся под воздействием таких вод, включая морскую среду.
Применение настоящего типового проекта не должно приводить ни к ухудшению экологических условий, ни к усилению трансграничного
воздействия.
Положения настоящего типового проекта не затрагивают право Сторон индивидуально или совместно утверждать и осуществлять более строгие меры, чем те, которые предусмотрены в настоящем типовом проекте.
Помимо этого, согласно проекту документа, стороны Стороны сотрудничают в проведении исследований и разработок в области эффективных методов предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия. В этих целях Стороны, с учетом научно-исследовательской деятельности соответствующих международных форумов, стремятся на двусторонней и/или многосторонней основе осуществлять или активизировать в случае необходимости конкретные научно-исследовательские программы,
направленные, в частности, на:
a) разработку методов оценки токсичности опасных веществ и вреда загрязнителей;
б) повышение уровня знаний о присутствии, распространении и воздействии на окружающую среду загрязнителей и соответствующих процессов;
в) разработку и применение экологически обоснованных технологий, методов производства и структур потребления;
г) поэтапное прекращение производства и применения и/или замену веществ, которые могут оказывать трансграничное воздействие;
д) разработку экологически обоснованных методов удаления опасных веществ;
е) разработку специальных методов улучшения состояния трансграничных вод;
ж) разработку экологически обоснованных методов строительства водохозяйственных объектов и способов регулирования водного режима;
з) физическую и финансовую оценку ущерба, возникающего в результате трансграничного воздействия.