Голод - не тетка. Голод – дядька
11 мая 2011, 13:07 [«Аргументы Недели», Александр Беляев ]
Предвыборный покер набирает обороты. У кандидатов в президенты уже кое-что на руках. Оборонка, фронт, телефонное право, педофилы…
Смело можно прогнозировать присоединение карты – короля – продовольственной безопасности. Пока она где-то в колоде, но не попасть в раздачу не может по определению. Оборонка и правовая грамотность, конечно, крайне важны в собираемых комбинациях, однако кушают все отнюдь не один раз в день…
Особую пикантность данному процессу придает тот факт, что изрядная часть потребляемых калорий имеет сугубо заграничные корни. Причем расплывчатое выражение «дальнее зарубежье» является ключевым.
Напомним, что в прошлом году президент Медведев одобрил общеустанавливающий документ – Доктрину продовольственной безопасности. Напомним так же – чувствовать себя спокойно, согласно данной Доктрине можно при условии отечественного производства
зерна – не менее 95 процентов;
сахара – не менее 80 процентов;
растительного масла – не менее 80 процентов;
мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;
молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;
рыбной продукции – не менее 80 процентов;
картофеля – не менее 95 процентов;
соли пищевой – не менее 85 процентов.
Это не то, чтобы жесткий закон, просто пороговый параметр.
К сегодняшнему моменту, по данным Федеральной таможенной службы, мы пока все еще находимся по опасную сторону порога. Сухим языком неэмоциональных таможенников это можно выразить так – «…в первом квартале ( второй еще, естественно, не подсчитан – А.Б.) 2011 года физические объёмы поставок продовольственных товаров и сырья для их производства из стран дальнего зарубежья возросли на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года…»
С разбивкой по позициям получается следующий вид. Импорт мяса (исключение – птица, завоз курятины и всего такого сократился на 0,4 процента и составил 48,8 тысяч тонн) вырос на 14, 4 процента ( 227,5 тысяч тонн). Импорт растительного масла увеличился в 6 раз – до 59, 6 тысяч тонн против прошлогодних 9,3. Импорт сливочного масла (из клана молокопродуктов) увеличился на 50,6 процента (27,1 тысяч тонн)
Есть и успехи. Заметно – на 30,6 % сократился импорт рыбы, на 19,4 – сырого молока. Кофе и чай – не предмет безопасности, однако первого стали импортировать меньше, а второго – побольше.
Пестрая картина с зерном. Импорт пшеницы снизился, а ячменя и кукурузы возрос.
Однако общая ситуация не меняется – продовольственный импорт демонстрирует уверенный рост и предпосылок к его падению пока не видно.
Цифирь, безусловно, вещь с долей лукавости. Манипулировать показателями можно как угодно и сколько угодно. Незыблемы пока две константы. Игры в стиле «нефть и газ в обмен на продовольствие» никак не хотят кануть в Лету – первая. Вторая – русские бренды на упаковках пищевой продукции никого не вводят в эйфорию: за ними скрываются либо иностранные хозяева, либо сугубо импортное сырье, а чаще всего – и то, и другое. А до заявленных в Доктрине показателей нам пока еще очень и очень далеко.
Никто не собирается никого пугать костлявой рукой голода, которая появится сразу, как только дальнее зарубежье откажет нам в импорте продовольствия. Костлявая рука – миф, страшилка. Но вот изящная петля, то затягиваемая, то отпускаемая – увы, суровая реальность.
И, конечно, цены. Если уж невинная гречка оказалась способной на такую пакость, то на что способен хлеб – лучше и не представлять. Кроме того старая закалка – в магазинах пусто, а холодильники полны – может и не пригодиться. В магазинах не было СВОЕГО, которое просто доставалось иным образом.
К кому придет этот «король»? К кому бы не пришел – сидеть сразу на двух иглах , согласитесь, не комильфо как-то. Хотя, вон, Гаити обходится и без нефтяной – еду им и так завозят. Только успей перехватить…