> ПРИХОЖАНЕ И ЗАХОЖАНЕ - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

ПРИХОЖАНЕ И ЗАХОЖАНЕ

28 апреля 2011, 00:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Идет пасхальная неделя, и в её канун гостьей программы «Неслабый пол» на радио «Романтика» стала жена волгоградского священника – матушка Мария. Её женский взгляд на православие и его традиции несколько упорядочил ту кашу понятий, которой заполнена голова большинства современных людей.Пасха и Радоница

   - В обществе есть традиция отправляться в Пасху на кладбища, чтобы помянуть усопших. И этот год не стал исключением. Многие волгоградцы потянулись в минувшее воскресенье на городские кладбища. Церковь ведь эту традицию не поддерживает?

   - Наше безбожное государство в советские времена боролась с так называемыми предрассудками христиан. И в праздник Пасхи – победы жизни над смертью идеологи государства хотели акцентировать внимание именно на смерти: «Вам говорят, что смерть побеждена, а на кладбище лежат ваши родственники, друзья. Попы вас обманывают!». Для посещения мест усопших безбожные власти даже создавали специальные рейсы автобусов. Вот такова традиция этих поездок. К церкви она не имеет никакого отношения. Для посещения и поминовения умерших отведен специальный день – вторник недели, следующей за Пасхой, то есть через девять дней после  Пасхи. Это праздник  Радоницы, и в этом году он выпадает на 3 мая.

   - Для того чтобы знать все даты праздников надо быть прихожанином? Как часто нужно посещать храм?

   - Надо различать прихожан и захожан. Прихожане – это те, кто посещает церковь регулярно. А захожане – те, кто приходит два раза в год: освятить куличи да яйца на Пасху и набрать воды на Крещение. Есть даже анекдот. Мужчина заходит в храм и говорит: «Что ж такое, как к вам не придешь, вы то воду святите, то яйца». Православный человек должен ходить в церковь каждую неделю. Даже в Библии сказано, что один день в неделю мы должны посвятить Богу. Но современная жизнь очень динамична, и не всегда это получается. Поэтому нужно ходить в храм хотя бы в великие и двунадесятые праздники. Это, например : Рождество, Крещение, Пасха, Успение Пресвятой Богородицы, Крестовоздвижение и  прочие. Так же в России есть ряд святых, которые чтятся особо. В эти дни тоже надо посетить церковь, почтить память святого, попросить его о помощи, заступничестве.

   - То есть походы в церковь лучше планировать? Тем более что есть определенные правила в одежде, и часто то, что мы носим в повседневной жизни, неуместно в церкви?

   - Действительно в церкви существует свой «дресс-код». И он просто не приемлет крайностей. Не должны быть оголены руки и ноги. Причем, эти правила распространяются как на женщин, так и на мужчин. А вот насчет головного убора так: на женщинах он приветствуется, на мужчинах – недопустим. В идеале, женщины должны быть в юбке. Причем, не в короткой, а хотя бы, чуть ниже колена. Но если так случилось, что вам понадобилось зайти в церковь, а вы не планировали этого похода, и одеты несоответственно, спросите «дежурную» юбку в свечной лавке. Там же всегда есть и платки.

О браке, венчании и блуде

    - В эти выходные грядет еще один праздник – Красная горка. И в народе есть традиция сочетаться в этот день браком. Считается, что союз молодожен будет очень крепким. Вы это можете подтвердить?

   - Красная горка - это первое воскресение после Пасхи. Причем,  само название «Красная горка» - чисто народное и к  православию никакого отношения не имеет. На самом деле, в этот день всегда  бывает много свадеб, но причина здесь  не мистическая, потому как  сила  благодати  венчания не варьируется в зависимости от дней недели, или даты, или какого-либо праздника. Традиция множественных свадеб в этот день обусловлена тем, что  это первое воскресенье после  длинного периода Великого поста. А в пост брак  заключать  нельзя. Кстати говоря, свадьба в субботу - явление недопустимое, потому что венчаний накануне  больших праздников не бывает, а  воскресенье это так называемая «малая Пасха».

   - Вот сейчас многие супруги венчаются. Но как быть, если брак не задался и распадается. Нужно развенчиваться? Это нормально? И возможно ли совершать обряд венчания повторно?

   - Настоящее полноценное венчание возможно только один раз в жизни. Повторное венчание – это исключение, и его случаи строго оговорены в концепции русской православной церкви. Если вкратце, то причиной для венчания во второй раз может быть смерть одного из супругов, или его тяжелый недуг, такой как пьянство, наркомания, или связанная с заболеваниями члена семьи угроза жизни или здоровью других членов семьи. В этих случаях допускается развод и повторное венчание. Но для него нужно разрешение у правящего архиерея. У нас это Герман, митрополит  Волгоградский и Камышинский. Третье венчание – это ещё большее исключение, с ещё более сложными условиями. Четвертого же не бывает вовсе. И если содержание слов молитвы при первом венчании – это радость по поводу образования новой семьи, благодарение и ликование, то текст повторного венчания – иной, в нем больше покаянных нот и просьб к Богу о прощении за то, что не сбережен первый брак. А так же обещание приложить все силы, чтобы повторный союз сберечь.

   - По поводу гражданских браков. Многие сейчас бояться связывать себя семейными узами. Да и действительность такова, что женщин у нас больше, чем мужчин. С точки зрения церкви, невенчанный брак - это ведь грех?

   - Здесь тоже нужно понять, что подразумевается под гражданским браком: зарегистрированный брак в загсе, но не венчанный, или же простое сожительство без каких-либо обязательств. Зарегистрированный, но не венчанный брак блудом не является. Многие заблуждаются и считают, что это блуд, но это не так. Регистрация в загсе равносильна объявлению перед общественностью о том, что вы имеете по отношению друг к другу определенные обязанности. Здесь все по-честному. Венчание, конечно же, желательно, но не всегда возможно, скажем, в силу неверия одного из супругов или недостаточной воцерковленности обоих. А вот незарегистрированный  союз браком по церковным понятиям не является, потому что люди живут сами по себе, не хотят признавать никаких обязательств  ни друг перед другом,  ни перед обществом.

Любовь – антоним эгоцентризма

   - Главная заповедь Христа – это любовь. Но ведь понятие любви, её трактовка за последние две тысячи лет сильно изменилась. У сегодняшнего общества совершенно другое понятие любви.

   - Любовь не изменилась никак, потому что по умолчанию это понятие неизменное. В евангельском контексте любовь – это антоним эгоизма, эгоцентризма. Это состояние человека, когда вектор заботы направлен не внутрь, а наружу, в сторону близких, которые рядом с вами. Любовь предполагает жертвование своими интересами ради блага ближних. Сейчас же называют любовью и чувство женатого человека к другой женщине. Здесь есть страсть, зашкаливающий адреналин, огромный спектр чувств, эмоций. Здесь тоже присутствует жертва. Но жертвуем мы не собой ради ближних, а наоборот, ближними ради себя. Поэтому такая «любовь» и называется грехом. И слезы обманутых жен и брошенных детей – подтверждение, что от божественной любви здесь нет ничего. Любовь подразумевает и счастье. Вряд ли человек может быть счастлив, делая несчастливым кого-то другого.

   - Не слишком ли архаично православие по отношению к сегодняшней жизни? Реально ли быть современным человеком и жить в современном светском обществе и быть православным верующим человеком?

   - Православие – это не ущемление современной жизни, а наоборот, её полнота. Жизнь человека в православии приобретает смысл хотя бы потому, что христианство говорит нам: «После смерти мы не перестаем существовать. Будет продолжение и поэтому есть ради чего жить, стараться быть лучше». Другая сторона, что подразумевается под современной полноценной жизнью? Ничто человеческое православию не чуждо, при условии, что оно не противоречит заповедям. А если разобраться в заповедях, то их соблюдение служит только на пользу нам и тем, кто рядом с нами.

   - И сейчас на пасхальной неделе нужно тоже жить полной жизнью, радоваться весне и пробуждению жизни? Это основной посыл Пасхи?

   -  Безусловно, нужно жить и радоваться – Господь создал человека и мир от полноты своей любви, то есть изначально  мы созданы для счастья и радости. Другое дело – что мы с этим миром делаем, и как для себя трактуем понятия счастья. Счастье - в любви, в том, насколько мы ее пустили в своё сердце и в свою жизнь. Эгоист счастливым быть не может, и потому нужно пытаться быть счастливыми в гармонии со всеми окружающими. Поэтому нужно любить и  делать тем самым себя и тех, кто рядом - счастливыми. А основной посыл Пасхи все-таки  в том, что Христос воскрес  и тем самым открыл для нас  возможность полноты  жизни с Богом. Хочу ещё обратить ваше внимание на то, что во второе воскресенье после Пасхи, в этом году это 8 мая, празднуется День жен – мироносец. Это православный аналог 8 марта. В этот день принято поздравлять женщин, благодарить их за то, что они есть на этой земле, за то, что несут счастье и радость, мир окружающим.

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте