В России есть информированные публичные люди, по поведению которых часто можно судить о грядущих решениях на самом высоком политическом уровне. В том числе – о кадровых решениях. Причем далеко не обязательно такие люди занимают какие-либо официальные позиции или посты. Но ошибаются они при этом очень редко.
Одним из самых ярких примеров такого хорошо информированного и прекрасно чувствующего политические тенденции человека, например, является известный телеведущий Владимир Соловьев. Недавно в своем блоге он, в частности, привел сумму обстоятельств, свидетельствующих в пользу скорой отставки генерального прокурора России Юрия Чайки. Напомнив читателям блога давно известную историю с бандитами Ибрагимом Евлоевым и Сызыром Чумаковым, которые были схвачены прямо в машине Артема Чайки (сына нынешнего генпрокурора) с гранатой РГД-5 и запасом героина, Соловьев приводит и более свежие соображения: «Когда заместитель генерального прокурора Гринь Виктор Яковлевич про конкретное уголовное дело сегодня говорит, что оно закрыто законно, нет там никакого состава преступления, а через неделю вдруг про него же: нет, надо расследовать дальше, и максимально жестко, – как вы думаете, ПОЧЕМУ он передумал?
Или не ПОЧЕМУ, а ПОЧЕМ?
Ой, а перед тем как передумать – Гринь, оказывается, заходил в кабинет к Юрию Яковлевичу Чайке... Ой, а прямо перед этим на прием в Генпрокуратуру, так совпало, записывался один представитель предпринимательских кругов…»
Предполагает Владимир Соловьев такое развитие ситуации, что Юрий Чайка скоро оставит свой пост, или уже точно знает? О том только ему ведомо. Но ведь даже не столь информированным людям известно, что срок полномочий Чайки истекает примерно через два месяца, и тогда президенту придется принять кадровое решение: оставлять нынешнего генпрокурора или отправлять на пенсию на тех или иных условиях. Попробуйте угадать, к какому решению в свете последних «игорных» скандалов склонится президент? Хотя тут пока еще гадание на кофейной гуще.
Владимир Соловьев – далеко не единственный точный прорицатель в медийной среде. Среди пишущих (и снимающих) журналистов есть люди менее известные, но, похоже, не менее информированные. Например, Павел Ростов из «Новых известий». Еще в ноябре 2010 г. он предсказал отставку тогдашнего главы Федеральной службы РФ по финансовым рынкам (ФСФР) Владимира Миловидова, практически точно описав и причины, и сценарий этой отставки. Кадровое решение было принято полгода спустя. А первым, кто заговорил о проблемах Юрия Чайки, оказался Виктор Костин из The Moscow Post. Чуть ранее: в октябре 2010-го.
Что общего между Миловидовым, который уже уволен, и Чайкой, который пока еще находится на своем посту? Мимо внимания опытных наблюдателей не прошел тот факт, что обоих связывает другое, весьма громкое и скандальное, если не сказать просто коррупционное дело. Называется оно «Норильский никель».
Почти год назад – 28 июня 2010 г. – состоялось знаменитое общее собрание акционеров ОАО «Норильский никель» – крупнейшей горно-металлургической компании России. Тот день, по мнению многих экономистов, стал знаковым для российского бизнеса. Никогда еще в XXI веке в России права акционеров известного стратегического предприятия не манкировались так откровенно. Менеджмент «Норильского никеля», войдя в не предусмотренный законодательством альянс с одним из акционеров – ФПГ «Интеррос», провел незамысловатые манипуляции кворумом на собрании и, соответственно, результатами голосования. В результате чего сразу несколько представителей миноритарных акционеров компании оказались выведенными из совета директоров. В их число попал даже председатель совета Александр Волошин, фактически делегированный в «Норникель» в качестве модератора и арбитра Кремлем и правительством России.
Крупнейший миноритарный акционер ОАО «Норильский никель» – объединенная компания РУСАЛ – обжаловала итог собрания и обратилась в ФСФР и Генеральную прокуратуру, приложив к жалобам все доказательства многочисленных нарушений и манипуляций.
Однако и ФСФР (тогда в лице Владимира Миловидова), и Генеральная прокуратура (в лице Юрия Чайки) обращение
РУСАЛа фактически проигнорировали. Ответом заявителю стали простые отписки. Причем генеральный прокурор практически ничего не сделал для расследования злоупотреблений в «Норильском никеле», даже несмотря на то что 2 августа 2010 г. президент Дмитрий Медведев лично поручил ему заняться этим делом.
Естественно, в бизнес-сообществе и в СМИ начала обсуждаться версия об ангажированности руководителей ФСФР и Генпрокуратуры. А наиболее принципиальные из пострадавших акционеров довели эти подозрения до Кремля, требуя разобраться с руководителями ведомств, по одним им ведомым причинам не спешащих провести объективную проверку и защитить грубо нарушенные права акционеров. Ведь если это не коррупция, то что?
Владимира Миловидова на должности уже нет. Теперь наступила очередь Юрия Чайки? Пока неизвестно. Но оглушительно скандальные и уже испачканные кровью одного из ключевых свидетелей уголовные дела по сети подпольных казино в Московской области, откуда ниточка тянется к Артему Чайке, говорят за это. Да, президент Медведев призвал столкнувшихся лбами силовиков к сдержанности и предотвратил арест сына генпрокурора. Но значит ли это, что Чайке-старшему удастся усидеть в своем кресле?
Со временем неизбежно будет проведено и объективное, непредвзятое расследование скандального собрания акционеров «Норильского никеля» 28 июня 2010 года. Неизвестно, сколько отставок повлечет оно за собой. Но даже сейчас совершенно ясно другое – чем меньше в России будет коррупции в любых формах ее проявления, тем надежнее будут защищены права акционеров, тем прозрачнее станет бизнес, тем привлекательнее для инвесторов станет страна.
Другого пути у нас просто нет.