В редакцию "Аргументов недели" накануне 25-й годовщины аварии на Чернобыльской атомной электростанции поступило письмо от участника событий 1986 года, от ликвидатора одной из самых крупных техногенных катастроф в мире. Приводим текст этого письма.
Четверть века прошло со дня одной из величайших техногенных катастроф двадцатого века - аварии на Чернобыльской атомной электростанции. 26 апреля 1986 года произошел взрыв на четвертом энергоблоке АЭС, который разделил жизнь миллионов людей на до и после. В первые часы и даже дни в Советском Союзе об этом знали немногие, а те, кто знал, и по своему долгу обязан был предупредить население о смертельной опасности и организовать эвакуацию жителей из зараженных районов, ничего для этого не сделал. Более того, люди в районах, прилегающих непосредственно к самой станции, усиленно готовились к майским праздникам, работали школы, детские сады. В руководстве страны еще надеялись, что все обойдется и масштабы аварии будут минимальными. И только когда в Европе был зафиксирован повышенный уровень радиации, руководство Советского Союза в лице Михаила Горбачева сделало официальное заявление о произошедшей катастрофе.
Радиоактивному заражению подверглись ряд регионов Украины, Белоруссии, Российской Федерации, Прибалтики. Повышенный уровень радиации был отмечен даже в Скандинавии и в ряде других регионов Европы. В короткие сроки была проведена эвакуация населения из районов, прилегающих непосредственно к месту аварии, определена и закрыта 30-ти километровая зона отчуждения вокруг атомной электростанции. Начались работы по ликвидации аварии. Откликнувшись на обращение руководства страны, десятки тысяч добровольцев и специалистов приступили, несмотря на смертельную опасность своей жизни, к ликвидации последствий катастрофы.
В стране, да и в мире еще не было опыта по ликвидации таких техногенных катастроф, хотя определенные наработки уже были. Несмотря на определенные сложности и недостатки ликвидация последствий аварии была успешно завершена, и человечество было спасено от гибельного воздействия «мирного атома». Ни одно поколение, живущее на Земле, должно быть благодарным как известным, так и безвестным героям, своей грудью закрывшим радиоактивное жерло.
Многих из ликвидаторов той аварии уже нет в живых, а оставшиеся не блещут здоровьем. Сменился государственный строй, поменялось руководство страны, а вместе с ними и законы, гарантировавшие хоть какую-то заботу и защиту участникам ликвидации аварии. В последние годы органами государственного управления была проведена «успешная» работа по выхолащиванию этих законов и снижению степени защищенности участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Эта категория граждан Российской Федерации стала не нужна обществу, а может не обществу? Существующий т.н. «Союз-Чернобыль» носит декоративный характер, в силу ряда обстоятельств не влияющий ни на какие вопросы, связанные с социальной защитой ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
Можно много еще говорить на эту тему, но хочется сделать ряд выводов:
-в результате ликвидации Чернобыльской катастрофы получен неоценимый опыт в ликвидации техногенных катастроф такого рода;
-создана система контроля и предотвращения таких аварий, хотя подобная техногенная катастрофа в Японии показала, что еще не все вопросы безопасности работы атомных электростанций отработаны и закрыты;
-разработаны новейшие технологии и технические средства для ликвидации подобных аварий;
-внедрены и серийно производятся современные средства защиты от радиоактивного излучения;
Органам государственного управления необходимо в срочном порядке восстановить справедливость и меры социальной защиты ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и лицам к ним приравненным. Атомная энергетика только в начале своего пути, и не дай бог повторения чернобыльской трагедии будут ли новые добровольцы-ликвидаторы?
Честь и слава героям-ликвидаторам, вечная память ушедшим, долгих лет и крепкого здоровья живущим!