Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Делимое и делители: родил – в тюрьму?

, 15:01 ,

«- Ты кого больше любишь – маму или папу? - Михаила Таля…»

Так в великих и бессмертных произведениях Драгунского отвечал Дениска, сетуя про себя на тупость взрослых, задающих подобные бестактные вопросы. Увы, в наше время подобная бестактность может совершенно спокойно оказаться чреватой тяжелыми юридическими последствиями.

На стадии второго чтения в Государственной Думе находится уже успевший стать скандальным законопроект, формальная цель которого – защитить права ребенка на общение с родителями в случае их раздельного проживания, на жилье при таком же жизненном раскладе и ряд других, не менее важных.

Особую остроту означенному второму чтению придали сопровождающие его поправки. Одна касается внесения изменений в УК РФ – предложено ввести уголовную ответственность за «похищение ребенка» родителями или другими родственниками. Кара существенная до 10 лет лишения свободы.

 Другая  - увеличения возраста ребенка, по достижении которого учитывается его мнение в споре о том, с кем из родителей ему проживать. Сейчас дитя может делать такой нелегкий выбор с 10 лет. Предлагается предоставить ему такое право с 14.

Снежный ком воплей и стонов по поводу уголовного наказания нарастает со страшной скоростью, не взирая на весну. Касательно увеличения возраста – их поменьше, но то же хватает.

 Одна из разработчиц и активный лоббист спорного законопроекта – председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина – специально для «Аргументов.ру» разъяснила некоторые нюансы:

 - Поправка, увеличивающая возраст ребенка, принимающего решение о проживании с кем-либо из родителей в случае развода, внесена нами после того, как мы получили два экспертных заключения: из Института возрастной физиологии и Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Согласно этим заключениям, возлагать на ребенка десяти лет такую сложную коллизию – опасно. Вполне вероятно  возникновение комплекса вины за неправильный выбор, других тяжелых последствий для психического здоровья. Возраст 14 лет не абсолютно идеален, однако более приемлем со всех точек зрения.

 - Относительно уголовного наказания за похищение ребенка одним из родителей. «Единая Россия» предлагала лишение свободы до 3 лет. Вы – до десяти. Не договорились?

 - Здесь нет противоречий. Трехлетнее наказание может быть предусмотрено за, допустим, воспрепятствование общению ребенка с отцом или матерью, при условии, что препятствующий родитель ранее привлекался к административной ответственности. Максимальный, десятилетний срок – это уже именно за похищение, связанное с насильственным перемещением ребенка, другими отягчающими обстоятельствами.

 …Желание навести порядок в такой запутанной сфере, как семейные отношения, да еще во благо беззащитному ребенку, конечно, похвально и даже в какой-то степени благородно. Однако вопросов к новому законопроекту по-прежнему больше, чем ответов, а попытки разъяснений тонут в сложнопроизносимых юридических терминах.

Как следствие, одни видят в законодателях бездушных существ, стремящихся дать побольше высокооплачиваемой работы органам опеки, злобно вырывающих малюток из нежных родительских объятий, а другие трактуют мам и пап  исключительно как скотов, использующих собственных детишек в сугубо корыстных целях.

Мне, честно говоря, до лампочки, как там страдают особы типа Слуцкер или Орбакайте, смачно вынося свои семейные дрязги на всеобщее слюнопускание. Совершенно четко понятно одно: семья – сложнейший социальный организм, вмешиваться в дела которого надо (если надо) крайне аккуратно и тактично. Особенно, с учетом количества потенциально обиженных. Да, руку можно отрубить топором, а можно путем мягкой хирургической операции. Пока же законодательные инициативы подобного рода все-таки ближе к «топору». Оно понятно – формализовать распутывание фамильного клубка крайне тяжело, если вообще выполнимо.

Случаев, которые может подбросить жизнь и которые не попадают ни под один подпункт законопроекта – хоть отбавляй. Тысячи! Вот шестнадцатилетний юноша, на пол головы выше своего родного отца. И паспорт давно есть. В свое время суд выбрал, с кем ему жить – с мамой. Но кто способен заглянуть в подростковую голову? Приезжает он к родному, но разведенному с матерью отцу со словами типа «Мать со своим… достала уже, поживу у тебя немного…»,  и что? Законопослушный отец должен гнать его на улицу, с мотивировкой в стиле, «ты, что, сынок, ты же мне путевку на нары привез»!

Сколько тут поводов для взаимного шантажа! Матери могут возбуждать уголовные дела против свекровей и отцов, исчезнувшие за горизонтом непутевые папаши на расстоянии перекрывать своим бывшим женам пути к созданию нормальной семьи, не выпуская мало интересных им детей на отдых, учебу или обучение за рубеж… 

Похоже, законодатели или живут в некоем идеальном мире, где все ходят по струнке и свято блюдут божьи заповеди, или ими движут иные, невидимые нам мотивы. Чем выбор в 14 лет отличается от выбора в 12? Если абстрагироваться от экспертных заключений,  а таких можно при желании наделать много (причем взаимоисключающих и не менее авторитетных), то, по-честному, – ничем. Давайте уж доведем до абсурда и до 18 подождем – глядишь, само рассосется…

Слегка настораживает и вот еще какая штука. Создается впечатление – закон изо всех сил проталкивают близкие по доходам к списку «Форбса» (имена фигурантов этих громких скандалов у всех на слуху – они их и не скрывают) люди, чьи имена не сходят со страниц светской хроники. Для решение собственных проблем. Нам есть дело до их проблем?

И не надо так суетиться, спешка тут совершенно ни к чему, если навредить не хотите…

Кстати, насчет спешки. Вышеупомянутый законопроект, как вы помните, слушается уже во втором чтении. Получил одобрение правительства. Спешка? Трудно сказать… Вот, например, ужесточить наказания за сексуальное насилие над детьми предлагают уже давно. Раньше, чем все эти сомнительные изобретения сунуть уголовную дубину в тонкий мир семейных взаимоотношений. Гораздо раньше. А правительство одобрения не дает. Все требует каких-то дополнительных бумаг, экспертиз. При том, что количество таких мерзких преступлений растет…

И если более «скоростной» проект затрагивает только находящихся в состоянии развода, то тормозимый правительством - всех. Включая нормальных родителей. Которых побольше будет… Отчего так? Или просто доходов от него от потенциальных инвесторов не предвидится?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram