От качества исполнения бюджета зависит будущее Союзного государства, заявил Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий Саблин в белорусском республиканском горнолыжном центре "Силичи" на двадцать первом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства».
Свыше 90% средств, напомнил Дмитрий Саблин, направляется в первую очередь на исполнение Союзных программ. Именно они сегодня составляют важную составляющую Союзной интеграции.
"Количество Союзных программ постоянно увеличивается, направления Союзных программ абсолютно разные- пограничная деятельность, обеспечение безопасности Союзного государства, промышленность, социальная политика, образование, культура, здравоохранение, физическая культура, средства массовой информации и другие сферы",- отметил парламентарий.
Вместе с тем, по мнению Дмитрия Саблина, существующие ныне механизмы исполнения бюджете Союзного государства не позволяет эффективно использовать результаты реализации Союзных программ. В связи с этим, считает он, назрела необходимость внесения изменений и дополнений в порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
Сегодня, в частности, вызывает споры порядок списания неиспользованных средств в бюджет Союзного государства.
В частности, согласно действующим сегодня нормам, списание средств в бюджет Союзного государства со счетов получателей бюджетных средств, открытых в кредитных организациях (банках), или средств со счетов кредитных организаций (банков) осуществляется на основании распоряжения о бесспорном списании (взыскании) денежных средств, принимаемого органом, исполняющим бюджет Союзного государства (далее – распоряжение).
Если нарушителем нормативных правовых актов Союзного государства, регулирующих бюджетный процесс, является бюджетное учреждение, ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений нормативных правовых актов Союзного государства, реализуется в порядке, установленном Советом Министров Союзного государства в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год главным распорядителям средств бюджета Союзного государства ассигнований из бюджета Союзного государства (бюджетных ассигнований) на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению, на основании уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований (далее – уведомление) для последующего доведения его главными распорядителями средств бюджета Союзного государства до получателей средств бюджета Союзного государства, допустившим указанное нецелевое использование.
Распоряжение (уведомление) принимается на основании соответствующего решения Совета Министров Союзного государства, а также представления и акта проверки получателя бюджетных средств, подписанных должностным лицом органа государственного финансового контроля Союзного государства, а до его создания Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь, либо на основании заключения должностного лица органа, исполняющего бюджет Союзного государства, об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.
Помимо этого, возникают споры и вокруг внесения изменений и дополнений в уже действующий бюджет. Согласно действующим сегодня документам, Совет Министров Союзного государства вправе после утверждения бюджета Союзного государства вносить в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России предложения о внесении изменений и дополнений в бюджет Союзного государства по всем вопросам, являющимся предметом его регулирования, в том числе в части, изменяющей основные характеристики бюджета Союзного государства и распределение доходов и расходов бюджета Союзного государства по разделам функциональной, экономической и ведомственной классификаций расходов бюджета Союзного государства.
Предложения Совета Министров Союзного государства, если они не связаны с использованием средств на финансирование новых программ, подпрограмм, проектов и мероприятий, направляются в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России в форме проектов постановлений Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России вправе вносить в Высший Государственный Совет Союзного государства проекты его постановлений о внесении изменений и дополнений в бюджет Союзного государства в части распределения расходов бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета Союзного государства в случае выявления нецелевого и неэффективного использования средств бюджета Союзного государства, подтвержденного проверками Счетной палаты Союзного государства (до ее создания – проверками Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь) или контрольных органов исполнительной власти государств-участников или органов Союзного государства.