> Генерал Овчинский: Правоохранительная система нуждается в капитальном ремонте - Аргументы Недели

//Общество

Генерал Овчинский: Правоохранительная система нуждается в капитальном ремонте

9 января 2011, 19:45 [«Аргументы Недели», Александр ГРИГОРЬЕВ ]

Одним из главных событий весенней сессии Государственной Думы станет обсуждение во втором чтении Федерального Закона «О полиции». Предварительно чтение намечено на март, а пока фракции готовят поправки к этому закону. Напомним, что в первом чтении, состоявшемся осенью прошлого года, за документ проголосовали 384 депутата. Против – 58. Двое воздержались.

Основными претензии к документу – нечеткость формулировок, «презумпция правильности действий сотрудника в любых ситуациях», неопределенность структуры будущей правоохранительной конструкции. Присутствовавший в Думе министр Р. Нургалиев и представители «Единой России», ратовавшие за принятие закона, обещали учесть некоторые поправки ко второму чтению.

О том, что было, что будет и «чем сердце успокоится» по просьбе «Аргументов.ру» рассказывает советник председателя Конституционного Суда России, бывший руководитель российского бюро Интерпола генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский.

– Владимир Семенович, Госдума в первом чтении приняла Федеральный закон "О полиции". Его проект был вывешен в Интернете на специальном сайте и к нему оставили десятки тысяч комментариев, в том числе очень конкретных. Что-то из них вошло в текст? Или его опубликование это был такой "пиар в пользу бедных"?

Я сам входил в состав оргкомитета по подготовке этого законопроекта, участвовал в его обсуждениях на разных стадиях. Поэтому особых претензий к его содержанию у меня нет. Другое дело – название. Я участвовал в подготовке закона «О милиции», а не «О полиции». Не думаю , что смена названия как-то повлияет на реформу. Важно не название, а содержание реформы. А к содержанию реформы у многих специалистов накопились вопросы, на которые пока никто не дает ответов.

Замечательно, что в обсуждении законопроекта участвовали десятки тысяч людей. Если бы по такой же модели у нас обсуждались другие законы, то у Конституционного Суда было бы намного меньше работы. Но, к сожалению, практика всенародного обсуждения пока не очень распространена. Что касается закона о полиции, то, действительно, текст был серьезно видоизменен после обсуждения. Хуже он не стал точно.

– Стоит ли оценивать этот закон с точки зрения нужности-ненужности? Фактически очень многие принципиальные вопросы остались "за кадром". Не определенаи новая структура, штатная численность, социальные гарантии, условия набора новых - старых сотрудников. Будут ли приняты новые законы?

- Принимаемый закон, безусловно, будет полезен. В нем, например, учтены требования многих международно-правовых документов. Но это только первый шаг на пути реформы МВД. И не только МВД. Необходима  серьезная инвентаризация и реформа всей системы уголовной юстиции. Это стало особенно ясно после начала расследования дикого массового убийства в станице Кущевская. Да и последующие расследования в Гусь-Хрустальном Владимирской области, в Энгельсовском районе Саратовской области показали что сейчас вся наша правоохранительная система, снизу доверху нуждается в капитальном ремонте.

– Что именно необходимо "отремонтировать", как вы выражаетесь, в первую очередь?

– Прежде всего – систему учета и регистрации преступлений. Не случайно действующую систему Президент Дмитрий Медведев назвал недавно «брехней». Ведь только в Кущевской было выявлено более 250 укрытых тяжких преступлений. А какова будет картина с реальной преступностью, если досконально проверить ситуацию по всем городам и весям России?

Действующая система массового укрытия преступлений от учета в основном и деформирует сознание сотрудников правоохранительных органов. Нацеливает  не на помощь гражданам, а на обман. Здесь и происходит разрыв доверия населения к органам власти.

Важно также подробно обсудить и новые структуры МВД. Ведь от этого будет зависеть результативность работы. Но такого обсуждения нет. Они формируются в закрытом режиме.

ФБР, например, своей структуры никогда не скрывает (кроме секретных подразделений). Что касается социальных гарантий, то они будут определены в другом законе, который сейчас готовится.

– Будущим сотрудникам полиции обещали значительно увеличить денежное довольствие. Поможет ли это, когда взятки измеряются сотнями тысяч долларов за закрытие уголовного дела? И что реально может оградить сотрудников от желания взять взятку?

Взятки в сотни тысяч долларов берут единичные «оборотни». Не надо преувеличивать их размеры. Кроме того, сейчас налицо патологический разрыв в оплате труда сотрудников милиции и других правоохранителей – прокуроров, следователей, наркополицейских, судей. В конечном итоге все делают одно дело, причем сотрудники милиции чаще других рискуют жизнью, а оплата труда – несопоставимая.

Выравнивание уровня в зарплатах назрела давно. Но не это будет главным в защите органов правопорядка от коррупции и иных патологий. Мы живем в ХХI веке – надо шире и чаще использовать современную технику для тестирования сотрудников. Само тестирование должно проводиться не только при поступлении, но и в период всей службы, не взирая на должности и большие звезды. А от взятки может оградить только страх оказаться в тюрьме.

Надо развивать службу собственной безопасности, выводить ее из подчинения местных МВД, УВД, замыкать строго по вертикали.

– Вы постоянно говорите о необходимости возрождения Управлений по борьбе с организованной преступностью (УБОП). В пресловутой Кущевской бандитов «крышевал» бывший начальник местного УБОП. Или необходимы новые меры контроля за такими обособленными подразделениями?

Во всех структурах правоохранительных органов периодически выявляют «оборотней», но это не означает, что данные структуры надо ликвидировать , как ликвидировали подразделения по борьбе с организованной преступностью в 2008 году. Есть такое явление – организованная преступность. Оно не вписывается в привычную матрицу реагирования через подразделения уголовного розыска и по экономической преступности. Та же банда «цапков» в Кущевской занималась и общеуголовной преступностью (убийства, вымогательства, изнасилования, грабежи и т.д.) и экономической деятельностью. Рвалась во власть. Поэтому преступными формированиями должны заниматься специальные подразделения, также выстроенные по пирамиде вне региональных МВД или УВД. В США не случайно соблюдают такой принцип независимости через ФБР, которое постоянно контролирует местные правоохранительные органы.

– Имеет ли смысл при формировании полиции поступить как в Грузии – разогнать всех и набрать большинство сотрудников, которые никогда не имели отношения к правоохранительным органам? Тем более, что Минобороны в связи с реформой армии успешно поставляет на рынок труда офицерские кадры. 

В Грузии действительно, всех сотрудников вначале вывели за штат. Тех, на кого были компрометирующие материалы, добытые оперативным путем, уволили. Кого-то посадили. Зато оставшимся значительно увеличили зарплату. И на конкретных примерах показали, что за малейшие нарушения будет следовать суровое наказание, вплоть до длительного тюремного срока.

Этим они и держат систему – материальные стимулы плюс страх наказания. Что касается офицерских кадров – их надо еще научить следственной и оперативной работе. И понимать, что правоохранительная система больна теми же болезнями, что и все общество. Святых мы не найдем нигде.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте