> Авария ракеты «Протон-М»: никакой катастрофы в случившемся нет - Аргументы Недели

//Общество

Авария ракеты «Протон-М»: никакой катастрофы в случившемся нет

15 декабря 2010, 12:43 [«Аргументы Недели», Ярослав ВЯТКИН ]

5 декабря произошла авария ракеты космического назначения (РКН) «Протон-М» при выведении блока из 3 военных космических аппаратов (КА) «Ураган-М» глобальной навигационной системы ГЛОНАСС-М. Блок спутников вместе с разгонным блоком ДМ-03 не вышел на опорную орбиту, а упал в Тихий океан в 1500км от Гонолулу. Таким образом, руководству Роскосмоса, МО РФ и прочих заинтересованных структур не удалось отрапортовать Президенту и Премьеру о завершении формирования полного состава группировки ГЛОНАСС-М. Расследование причин аварии проведено, но пока причины официально не объявлены.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что «подписанного всеми членами Госкомиссии акта о расследовании у меня на столе еще нет». Что говорит о том, что акт, может, уже есть, но еще не все его подписали.  Положено так, что в комиссию входят представители всех организаций, причастных к запуску – изготовителей и разработчиков РКН, разгонного блока (РБ), самой полезной нагрузки – спутников, и, естественно, заказчика. Видимо, кто-то пока не согласен стать виноватым.

Вероятные причины аварии

Однако, несмотря на отсутствие заключения, информация о причинах через официальные и полуофициальные контакты все ж просочилась. Авария произошла из-за отклонения ракеты от траектории выведения на опорную орбиту на 8 градусов. Поэтому РБ и не смог довывести блок спутников, и они упали вместе с ним в океан. Причиной послужил перелив компонентов топлива при заправке разгонного блока ДМ-03 на примерно 1.5-2т. Естественно, большая масса головной части ракеты никак не была учтена программой выведения, т.к. перерасчета никто не проводил, т.к. никто не вскрыл ошибку. Связано это с тем, что РБ ДМ-03 – изделие новое и запускалось впервые. Создано оно на основе РБ ДМ-2, и, возможно, часть инструкции по заправке никто не изменил, оставив кусок от руководства по ДМ-2. Вероятно также, что неправильно отображалась информация от датчиков в баках и датчиков заправочного агрегата. Но объем баков-то на ДМ-03 больше, вот и залили больше. А вот как данный факт не вскрылся до старта, при многочисленных проверках документации, при сравнении масс ступеней, РБ, полезной нагрузки – это пока тайна. Но за эту тайну явно придется кому-то отвечать. В любом случае, причину обязательно устранят и сделают невозможным повторение аварии. Так уже было и не раз в прошлом. Главное,  чтобы политические игры на космической ниве не привели и к тому, что виновный пострадает значительно больше, чем заслуживает.

Кандидаты в виноватые

Пока коллективных кандидатов в виноватые двое. Так как сама РКН «Протон-М» и ее изготовитель Центр им. Хруничева не при чем, виноватым может быть или РКК «Энергия», создатель ДМ-03, или  ФГУП «Центр эксплуатации объектов космической инфраструктуры»  (ФГУП ЦЭНКИ) – эта организация является исполнителем работ по организации и проведению пусков спутников с космодрома Байконур. В том числе она заправляет ступени и разгонные блоки на космодроме Байконур. Вопрос стоит только о том, виноваты обе организации или кто-то один. Естественно, ищут и найдут и персоналии, лично ответственные за ошибку. И их начальников, естественно, не помилуют. А политический характер запуска провоцирует на скорые и решительные действия по «отрубанию начальственных голов».

Зашаталось кресло и под главой Роскосмоса Анатолием Перминовым – его жестко критиковал сам Президент. Вскоре после аварии Перминов дал интервью "Известиям", в котором оправдал своих коллег и назвал критику Медведева несправедливой. Он заявил, что «случилась далеко не катастрофа, и реакция президента не соответствует реальному положению дел - возникла лишь техническая неисправность». По поводу подобного подхода к анализу ситуации недоумение выразил помощник президента РФ Сергей Приходько. Реакцию руководства ведомства, допустившего срыв реализации стратегически важной государственной программы, можно назвать по меньшей мере странной, сказал он. Отсутствие жертв и неразрушение старта как основной критерий оценки реализации программы, по мнению Приходько, абсолютно недопустимо.

Справедливости ради, Перминов тоже прав – никакой катастрофы не случилось. Обычная авария. И Перминов отвечал критикам в прессе, большинство из которых ничего не понимают в космонавтике. Как, впрочем, и помощник Медведева по юридическим вопросам. Но за допущенное разгильдяйство придется отвечать, похоже, и Перминову.

Его, видимо, при любом раскладе отправят на пенсию, да и возраст позволяет – 65 лет. Уже идут обсуждения в кулуарах возможных кандидатур. Называют и главу РКК «Энергия» Виталия Лопоту, и генерального директора ЦНИИМаша Геннадия Райкунова (который, кстати, возглавляет комиссию по расследованию аварии), и Николая Севастьянова, который в свое время возглавлял «Энергию». Отдельно идут военные кандидатуры, как весьма вероятные, ведь и Перминов – генерал-полковник, командовавший ранее Космическими войсками. Среди них есть и начальник вооружений МО РФ  генерал-полковник Владимир Поповкин. Наиболее предпочтительную кандидатуру назвать сложно – Райкунов компетентен, но немолод, а Севастьянов молод, но слишком амбициозен. В любом случае, нужен человек, способный навести порядок в космическом хозяйстве, а то там иногда странные вещи творятся.

Худая страховка

Сами же ракета, разгонный блок и спутники, как и весь запуск, застрахованы, и финансовых потерь в 3 миллиарда рублей у МО РФ не будет. А будут ли вообще – это еще вопрос. Перминов в интервью заявил, что страховка лишь частичная, и это возможно, т.к. МО РФ частенько страхует только  сами КА и РБ, а ракету – нет, экономя средства. Хуже другое – где застраховали запуск. 

Страховой центр «Спутник», который застраховал пуск, в число крупных не входит. Сможет ли он выплатить страховую сумму в 90-100 млн. долл. – пока неясно. Поговаривают, что риски он не перестраховывал, и если это так – своих таких средств у него нет. Лишь в июне 2010г компания вступила в Российскую ассоциацию авиационных и космических страховщиков. Уставный капитал компании составляет 90 млн рублей. По итогам 9 месяцев 2010 года страховая премия, полученная компанией, составила 179 млн рублей. Где тут миллиарды на новые спутники? Зато он юридически находится в том же здании, что и ФГУП. Это уже наводит на подозрения в том, что через эту контору пытались «дополнительно заработать» космические чиновники. Впрочем, учитывая повышенное внимание первых лиц страны к ГЛОНАСС, деньги на новые спутники «Спутнику» лучше бы найти - не ровен час, «докторов пришлют». Точнее, уже прислали. Росстрахнадзор уже проводит контрольные мероприятия в «Спутнике». Федеральная служба проверяет финансовое положение компании и ее возможности выплатить возмещение за утерянные после запуска спутники.

Катастрофы действительно нет

Кроме того надо заметить, что никакой катастрофы в случившемся действительно нет и никакого ущерба обороноспособности страны не нанесено. Сейчас орбитальная группировка ГЛОНАСС состоит из 26 КА.  Из них 20 используется по целевому назначению, 2 – выведены из точек, где они были законсервированы в резерве, на штатные, и вводятся в состав группировки. Это позволит компенсировать утерю 3 КА при запуске. Правда, эти 2 аппарата – не самые новые, и несколько лет, возможно, не проработают. Но этого не требуется – заменят их уже в следующем году и отправят обратно в резерв. Есть еще 4 аппарата, ранее значились как «временно выведенные на техобслуживание» на сайте системы, а сейчас статус стал совсем непонятен – «КА на исследовании Главного конструктора системы». Что это значит – пока неясно.  

Но даже с 20 работающими КА система надежно обеспечивает координатами военных и гражданских клиентов на большей части нашей планеты  в течение 85-90% времени суток, а на территориях РФ, Канады, США и большей части Европы, как и южных и северных полярных районах – почти круглосуточно. Основной задачей системы, если кто забыл, является не обеспечение интернет-пользователей малополезной информацией о дислокации Деда Мороза, а именно  работа для МО РФ.  Особенно – в области стратегических ядерных сил. Ведь система управления современной высокоточной межконтинентальной баллистической ракеты имеет как автономную систему навигации, например, инерциальную и с астрокоррекцией по звездам, но и от спутниковой навигационной системы. То же можно сказать и о ракетах подводных лодок, крылатых и многих других.

Проблемы надежности

Собственно, пока надежность самих «Ураган-М» значительно ниже американских спутников GPS, хотя сама система ГЛОНАСС и совершеннее. Американские КА живут на орбите более 10 лет, а «Ураган-М» - примерно 7 лет. У нас срока активного существования в 10 лет намерены достигнуть на новых КА «Ураган-К», первый из которых должен уйти на орбиту в конце декабря.

Находятся в производстве и более 8 КА «Ураган-М», запланированные к запуску на будущий год. Из этого задела и возьмут 3 КА, которые заменят утонувших «Ураганов-М», а взамен закажут новые.

На чем обкатывать новинки

А почему новый блок ДМ-03 обкатывали на «Ураганах»? Это крупносерийные спутники, потеря их не обернется катастрофой, как было бы, случись авария разгонника на запуске уникального военного или научного аппарата. Испытывать же новый РБ на запуске иностранного КА не дали бы по условиям контракта с инозаказчикам, а запускать макет  – слишком дорого. 

Что же до глупой, казалось бы, ошибки с переливом компонентов топлива и с массой, то такое случается не только у нас. В 1999г. у американцев так упал новейший военный спутник связи MILSTAR-II – программист не там поставил запятую в коде и дорогая машина вместо геостационарной орбиты «присоединилась к подводному флоту», как и в нашем случае.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте