Через пару лет из-за демографического спада, пришедшегося на конец 90-х, количество абитуриентов российских вузов сократится практически вдвое. Это приведет к тому, что финансирование государственных учреждений может сократиться, а многие коммерческие вузы и вовсе прекратят свое существование. Член комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Тина Канделаки считает, что возможность смягчить этот удар по высшей школе есть. Одной из таких мер она называет тесное сотрудничество университетов и бизнеса.
Уже через несколько лет российским учебным заведениям придется отказаться от конкурсных испытаний, и они будут вынуждены драться за студентов, оптимизируя все затраты. Разумеется, в конечном итоге это не может не сказаться на качестве образования. В таких условиях, по мнению Тины Канделаки, необходимо серьезное реформирование системы высшей школы в России.
«Проблема современного российского образования заключается в том, что оно, по большей части, сугубо теоретическое и оторвано от реальности, - считает Тина Канделаки. - Нужно делать образование более прикладным. Высшая школа может наладить контакты с хэдхантинговыми агентствами и интернет-банками вакансий, чтобы исследования проходили более оперативно. Далее нужно завязать высшее образование на бизнес. Студентам наверняка будет полезно, если семинары начнут проводить действующие специалисты из разных сфер».
По мнению Тина Канделаки, именно сотрудничество с бизнесом поможет государственным вузам максимально безболезненно пережить кризис. Сотрудничество образования и бизнеса может протекать как в рамках финансирования вузов и отдельных студентов, так и в научной работе представителей бизнес-элиты. Например, на базе университетов могут открываться совместные кафедры, а также проводиться семинары, на которых руководители предприятий поделятся опытом и параллельно будут присматривать себе будущих сотрудников.
Еще один вариант решения проблемы современного образования проблемы – отбор талантливых студентов еще на уровне школ. «В России по факту сейчас нет эффективных инструментов для поиска и отбора молодых «мозгов». Талантливые дети, вместо того чтобы развивать свои способности, занимаются выживанием, - считает Тина Канделаки. - На телевидении есть передачи «Умницы и умники» и «Самый умный», вокруг которых формируются клубы молодых интеллектуалов, но этого катастрофически мало».
Как рассказала Канделаки, необходимо сформировать федеральную систему конкурсного отбора талантливых детей, в рамках которой нужно разработать систему мотиваций.
«Начинаться все должно непосредственно на местах – в школах и вузах. Времена меняются, и учителя должны перестраиваться на новый тип мышления. Я понимаю, это сложно, но иначе они не поймут молодое поколение, не разглядят таланты. Создатель сайта Chatroulette.com Андрей Терновский в школе не встретил ничего, кроме раздражения по поводу прогулов, когда он уехал в США. У меня есть подозрение, что некоторые преподаватели вообще не очень хорошо себе представляют, что такое Интернет, а ведь им живет сегодня вся молодежь. Почему бы педагогу тоже не завести страничку в социальной сети, чтобы лучше понять, чем живут молодые люди? Может, в школе талант не раскрывается, но зато человек блистательно пишет в ЖЖ, вдруг он второй Набоков? Всегда нужно проверять, а не ставить на человеке крест», - указывает Тина Канделаки.