Немусульманская часть жителей столицы России приходит в себя после праздника
17 ноября 2010, 14:52 [«Аргументы Недели», Александр Беляев ]
Менее суток назад мирным обывателям Москвы (и, кстати, Санкт-Петербурга), не обремененным знанием религиозных тонкостей и вообще далеких от вопросов и догматов какой-либо веры, стало слегка не по себе.
Впечатлила же оных обывателей действительно грандиозная картина - торжественная молитва по случаю великого праздника Курбан-Байрам. Большая мечеть на проспекте Мира смогла вместить лишь ограниченное количество верующих, а по сему вознесение священных слов происходило вокруг нее. 70 тысяч верующих разместились не без труда, хотя для их нужд перекрыли необходимые улицы и приняли иные меры.
Праздник прошел без эксцессов. Но впечатление у тех, кто наблюдал его по ТВ или воочию, осталось очень сильное. У миллионов тех самых московских и питерских обывателей - то есть обычных людей со всеми их достоинствами и недостатками.
«Маленький человек», житель формально светского государства воочию узрел, в каком сегодня мире он живет. Невнятные информационные посылы, щедро разбавляемые ежедневными маленькими заботами, вдруг сконцентрировались в одной точке и с беспощадной ясностью высветили огромную силу, стоящую подле маленьких и уютных квартирок, дачек и автомобильчиков. Силу, которая как-то исподволь, незаметно вселилась в тихие дворики и в принципе по большому счету никак себя пока не проявляет. Просто в определенный день она собирается в одном месте и тогда становится заметной. Как она поведет себя по отношению к маленькому человеку, имеющему самые скромные знания в сфере взаимоотношений с Богом - он, маленький человек, не знает. От того и страшно.
Это заметил тонко чувствующий и умный глава Совета Муфтиев Равиль Гайнутдин. Заметил и посетовал - русские (и, добавим, ряд других национальностей) боятся исламизации страны. Вспомнил про явно выраженное нежелание жителей одного из районов столицы видеть на своей территории мечеть. И назвал причину - люди плохо осведомлены об исламе, имеют о нем, скажем так, не совсем верные представления.
И уважаемый главный муфтий совершенно прав. Львиная доля немусульманского населения страны в этом направлении реально малограмотна. Но попробуйте понять человека маленького и не достигшего особых интеллектуальных высот. Это несложно. Это проще простого. Начиная с терактов в Буденовске (оставим в стороне причины возникновения таковых, в данном случае они абсолютно не важны), продолжая Дубровкой и Тушино, заканчивая станциями метро «Лубянка» и «Парк культуры». Маленького человека убивали и взрывали не с возгласами «Христос воскресе!», не с чтением буддийских мантр и не с именем Моисея на устах. Маленького, ни в чем не повинного человека против его воли отправляли на тот свет люди, прикрывающиеся именем Аллаха Великого и Милосердного и пророка его Мохаммеда, предварительно совершив молитву в два или три раката. Ну, вот так получилось! Так «склалось». И у него, обывателя, в мозгу возник такой вот условный рефлекс. Просто животный рефлекс. И он, человек, в этом не виноват. Причем люди, которые искренне считают себя мусульманами, но, скорее всего, изучали не весь священный Коран, а выхваченные из контекста цитаты. Чьей волей выхвачены?
Вы, глава всех муфтиев, сетуете на боязнь окружающих. Но почему шахиды очень хорошо все знают про райские кущи и гурий, и как-то гораздо меньше осведомлены о загробном мосту, толщиной с волос, по которому неправедному не пройти? Кто им это должен объяснить? Наверное, духовное лицо.
И только разобравшись с потерявшими путь единоверцами можно начинать диалог с другими. Только тогда можно менять ассоциативный ряд в мозгу маленького человека. Только тогда для него откроется богатейший мусульманский духовный мир, в создании которого принимали участие величайшие ученые, поэты, философы. Аргументов за изгнание страха - хоть отбавляй. Но не раньше. Неразумно требовать толерантности от других, не толерантно к ним относясь. Даже в такой мелочи, как перекрытие улиц во имя священнодействия.
И еще один вывод можно сделать. Миссионерская работа у мусульман поставлена великолепно. К сердцу каждого у них есть ясный и четкий путь.
Есть ли такой путь у нашей «титульной», у православной церкви? Почва - благодатнее некуда. Разве мало жителей нашей страны причисляют себя к ней? Пусть формально, но все-таки. Ведь большинство из них приняли крещение, еще какая-то часть венчаны. Но приходит ли к ним кто, когда вот так напуганы они, со словами вразумления и утешения? Занимается ли кто-нибудь уловлением душ, мятущихся и не определившихся? Обратился ли кто к испуганным с проповедью о том, что Иисус учил не молиться напоказ, как то делали во время пришествия Его в мир фарисеи, но учил молиться тайно при закрытых дверях, ибо Отец его, видя тайное, воздает явно? Атеисту эти тонкости до лампады, а верующего вдохновили бы. Ибо для мира необходимо равновесие. Горе всем, когда перевешивает одна чаша. Но кто занимается наполнением другой чаши?