Драматическая отставка московского мэра до сих пор бередит души москвичей и не только их. По сути, ставшая рутинной процедура бюрократического процесса смены регионального руководителя на этот раз превратилась одновременно и в увлекательное телешоу, и даже в небольшой политический кризис. Однако место самих москвичей во всей этой увлекательной истории было, есть и будет вполне определенное – зрители.
После сокрушительной отставки Лужкова прошло всего три дня, а такое впечатление, что это было уже давным-давно. Слишком много событий, слишком много информации вокруг да около. Легендарная кепка уже повешена на гвоздик. Теперь всех занимает другой вопрос – кто станет новым градоначальником и чего нам, москвичам, от этих перемен ждать. Называются имена предполагаемых наследников, называются и отменяются даты оглашения этих самых имен, пенсионеры пугают друг друга отменой «лужковских» надбавок. Все замерли в ожидании высокого решения.
Как ни забавно, многие москвичи, особенно из тех, кто постарше, были даже не в курсе того, что мэра выбирать теперь уже не наше дело. Даже один уважаемый и всенародно любимый актер, подписавший не глядя письмо Дмитрию Медведеву в защиту Лужкова, заявил, что после всей этой «грязи» пойдет на выборы, и будет голосовать «за него». Но голосовать он не будет. И все мы не будем. Будем с интересом наблюдать за ходом процедуры, определенной законом с длинным названием: "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"
В соответствии с законом, имя мэра будет названо самим президентом. Но выбирать президент будет не из всего взрослого и дееспособного населения страны, а лишь из тех трех (минимум трех) кандидатов, которых ему предложит «Единая Россия», как партия, победившая на выборах в Мосгордуму. Если вдруг кандидатуры, которые сейчас внимательно изучаются руководством ЕР, Медведеву не понравятся, он получит три-четыре новых. Но это едва ли. Потому что отказ выбрать одного из кандидатов единороссов сходу тут же породит слухи о разногласиях в дуумвирате, чего после и без того скандального смещения Лужкова допустить нельзя.
Конечно, в жизни все сложнее. Чтобы не породить конфликта, кандидатуры, подбираемые Партией, заранее согласовываются с Администрацией. Учитываются множество факторов. Ошибиться с подбором нельзя – Москва, это не обычный город, а кадры, как известно, решают все. Поэтому, можно не сомневаться, кандидатура в конце концов будет со всех сторон достойной. Но вот мотивация действий этой кандидатуры на посту мэра будет несколько извращенной – мнение жителей города для нее будет значить совсем немного, а мнение вышестоящих товарищей – слишком много.
Неожиданностей от такого полностью встроенного в вертикаль власти градоначальника ожидать не приходится. Ни патриотических речей в Севастополе, ни призывов повернуть северные реки, ни книг по истории Курил, ни бунта на корабле. Но и особых надежд на то, что будет он гореть на работе, как горел его предшественник, тоже нет. Что скажут, то и сделает. Проедет президент или премьер по Новой Риге, заметит, что нехорошо так много лет развязку строить – за три дня и достроят. А не скажет – есть и другие дела, поважнее. Кутузовский, например, вылизать до блеска, чтобы ничьих высокопоставленных колес с мигалкой посторонний мусор проколоть не мог.
Наблюдать за такими выборами со стороны, конечно, тоже интересно. Но интерес какой-то... больше спортивный. Для мужского разговора после парилки за кружкой пива в бане. «Хлопонин – это голова! Да, голова. Да и Шанцев тоже голова! Я бы ему пальца в рот не положил…»