Юрий Староватых: "Скачок по карьерной лестнице очень вреден для руководителя"
9 сентября 2010, 12:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
«Мэр всех времен и народов»
- Юрий Федорович, примерно полгода назад один волгоградский журнал проводил опрос влиятельных горожан, в котором они называли лучшего мэра Волгограда «всех времен и народов». Большинство проголосовало за вас. Как вы считаете - почему?
- Я видел результаты опроса и могу сказать, что среди его участников нет специально подосланных или ангажированных людей. Скорее потому, что это были действительно годы созидания. Годы, когда построены и Панорама, и Речной вокзал, и линия скоростного трамвая, и первая очередь Третьей Продольной магистрали. В это время создан симфонический оркестр, открыт НЭТ. События и факты, конечно же, не говорят о том, что все это – 100% заслуги Староватых. Просто это было время, когда правительство нашей страны уделяло много внимания развитию регионов. Существовало даже специальное постановление № 735 Правительства Советского Союза о развитии города Волгограда. К развитию города подключали всех, кто в нем живет и работает.
- Самое яркое событие городского масштаба, связанное с вашей работой председателя исполкома Волгограда?
- Таких событий много, и некоторые из них - ввод в строй значимых объектов - я уже назвал. На мою судьбу выпало празднование 400-летия Волгограда – надо упомянуть и этот большой праздник, с которого пошла традиция отмечать ежегодный День города. Среди значимых событий надо обязательно назвать визиты руководителей иностранных государств. В те времена «к нам в гости были все флаги» - это и приезд Франсуа Миттерана, который вручал городу орден Почетного легиона, визит принцессы Анны, Рауля Кастро и многих других.
- Действительно, сложно представить, что сегодня к нам может приехать Николя Саркози или принц Чарльз …
- Внимание руководителей иностранных государств больше было связано с именем Сталинграда. Но и трудовой послевоенный порыв привлекал не менее. Многие иностранные дипломаты предлагали руины, оставшиеся после Великой Отечественной войны, обнести забором и показывать в назидание потомкам, как объект вандализма. А город построить на новом месте. Но сталинградцы поправили написанную на городских стенах фразу «Отстоим тебя, родной Сталинград!» на «ОтстРоим тебя, родной Сталинград!». И отстроили. В 1943 году не было ни одного целого дома, а в 1989 году я вручал ключи от квартиры миллионному жителю Волгограда. Это тоже яркое событие. За 40 лет город был не просто восстановлен, а представлял крупнейший промышленный развитый центр.
О партийности и велосипедных дорожках
- С начала 90-х годов у нас между городскими и областными властями происходят постоянные распри. В ваше время было что-то подобное?
- В мое время было совершенно другое управление. Распрей не могло быть, потому что была действительно вертикаль власти. И секретарь обкома был так же заинтересован в том, чтобы под его окнами был цветущий и преуспевающий город. И Николаю Кирилловичу Максюте и Ивану Петровичу Шабунину я в своё время в личных беседах говорил, что Волгоград – это столица области, и его обустройством должна заниматься вся власть.
- Вы сегодня состоите в какой-то партии?
- Нет.
- Вы единственный в Волгограде спортивный судья международной категории по велоспорту…
- Один из трех в России. Почему на сегодняшний момент в нашей стране всего три судьи? Причем в судейской табели о рангах есть еще категории «А», «В» и «С». Два других не имеют категорию «А», которая присвоена мне и позволяет судить самые высшие спортивные старты, в том числе и Олимпийские игры. Но это не от того, что у меня семь пядей во лбу или какие-то феноменальные способности. Просто при сдаче экзамена на эту категорию нужно знание французского, а теперь и английского языка. А так судей, достаточно квалифицированных и понимающих велосипедный спорт, немало.trk-media.ru
- Волгоград совершенно не предусмотрен для передвижения велосипедистов. В годы руководства вы что-то делали для облегчения их жизни?
- К сожаленью, нет.
- Не пользовались служебным положением?
- Я 21 год строил крупнопанельное жилье, то самое, которое сейчас зовется социальным жильем. Тогда надо было, чтобы люди вышли из подвалов, коммуналок. Надо было строить основные дороги – даже их не было. Ни о каких велосипедных дорожках речи не шло. А сейчас они гораздо нужнее, потому что могут значительно разгрузить основные магистрали. Были бы дорожки, многие горожане пересели бы на велосипеды, вместо того, чтобы использовать автотранспорт.
Кадровый ответ
- Что сегодня нужно, чтобы город был цветущим, чтобы нормально работала коммуналка, строилось жилье, в которое могли бы позволить себе горожане самого разного достатка, в том числе и небогатые?
- Очень просто: нужно, чтобы городом руководили профессионалы. Чтобы руководить городским здравоохранением, человек должен обязательно поработать руководителем крупной больницы. Образованием – директором учебного заведения и т. д. Человек должен набраться опыта профессионального, жизненного, опыта общения и взаимоотношений. Сейчас этим часто пренебрегают. И скачок по карьерной лестницы, минуя промежуточные ступени, очень негативно сказывается на работе отраслевых руководителей.
- В годы Советского Союза большинство руководителей были почтенного возраста. И потом об этом говорили, как о недостатке руководства, нежели, как о хорошем опыте. И где же золотая середина?
- Середину тут искать не надо. В СССР была очень сильная система кадров – это факт. Сейчас она полностью разрушена, и эти попытки создания «президентских сотен», «тысяч» - они пока эффекта никакого не дают.
- А напомните, сколько вам было лет во время руководства городом?
- Свое 50-летие я праздновал в должности мэра. Замом был с 43-х лет. А до этого 21 год отработал в строительстве.
- Есть ли мечта по возведению городского объекта, которую вы не успели осуществить, но хотели бы, чтобы её воплотили сегодняшние руководители?
- Это рокадная дорога, которая запроектирована от Тракторного завода вдоль берега Волги на протяжении всего нашего города. Мы хотели использовать опыт других городов, стоящих на реках. В частности, Кёльна – города-побратима. В Кёльне, когда едешь на теплоходе по реке, параллельно с тобой по рокадной дороге двигаются люди, проходят велосипедные, прогулочные дорожки. Она очень украшает городской пейзаж и, к тому же, очень удобная для городской инфраструктуры вещь. Была мечта – сделать аналогичную дорогу в Волгограде. Ведь есть даже проект. Ну, это то, что не успел. А мечта сегодняшнего дня – это «прозрение» депутатов всех уровней и первых руководителей области и города в вопросе реконструкции Детско-юношеского центра Волгограда. Страусиная политика власти – ничего не предпринимать на протяжении последних нескольких лет в вопросе реконструкции ДЮЦ, политика незамечания того, что тысячи детей в одночасье лишились уникального здания-памятника архитектуры, где они могли расширять свои интеллектуальные, умственные, профессиональные и физические возможности просто недопустима!
- Кого вы можете назвать в числе своих учителей?
- Прежде всего, это Владимир Иванович Атопов, руководивший городом до меня. Это человек неординарных способностей и ума. Вашу рубрику правильнее было бы начинать с разговора с ним.
Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА