> Мониторинг природной среды - основа сотрудничества Союзного Комгидромета - Аргументы Недели

//Общество

Мониторинг природной среды - основа сотрудничества Союзного Комгидромета

14 августа 2010, 15:52 [«Аргументы Недели», Герман НАПОЛЬСКИЙ ]

Одним из основных направлений деятельности Комитета Союзного государства по гидромететеорологии и мониторингу загрязнения природной среды является мониторинг радиационной обстановки в том числе на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заявил Сопредседатель Исполнительного бюро Союзкомгидромета, начальник отдела международного сотрудничества Республиканского гидрометеоцентра Белоруссии Иван Скуратович в Санкт-Петербурге на секции «Практика, проблемы и перспективы совместной деятельности России и Беларуси по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства» научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

По его словам, упомянутый радиационный мониторинг проводится с целью наблюдения за: естественным радиационным фоном; радиационным фоном в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Актуальной проблемой на современном этапе является совершенствование системы радиационного мониторинга, который в последние десятилетия в основном был направлен на изучение чернобыльского загрязнения, однако опыт чернобыльской катастрофы свидетельствует о необходимости усиления мониторинга в зонах влияния ядерно-опасных объектов, а также детальном изучении естественной радиоактивности в окружающей среде.
Проведение радиационного мониторинга в зонах влияния ядерно-опасных объектов требует широкого использования новых технологий наблюдений,
в т.ч. автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСРК).
В Беларуси созданы и функционируют 4 АСРК, которые расположены вдоль границ страны и обеспечивают радиационный контроль в 100 км зонах Чернобыльской, Смоленской, Ровенской и в 30 км зоне Игналинской АЭС.
Одной из актуальных проблем радиационного мониторинга является обеспечение информационной поддержки органов государственного управления по обеспечению радиационной безопасности населения и территорий. Информация об уровнях радиоактивного загрязнения почвы, атмосферного воздуха и поверхностных вод, полученная на сети мониторинга, используется для оценки доз облучения населения, проживающего на загрязненных территориях.
В поверхностных водах основных контролируемых рек радиационная обстановка стабилизировалась. Исключение составляют  реки, водосборы которых частично или полностью находятся в 30-км зоне ЧАЭС. В результате паводков за счет смыва 90Sr с территории зоны отчуждения ЧАЭС происходит увеличение его содержания в поверхностных водах р.Припять (граница Беларусь – Украина) и р. Нижняя Брагинка (д.Гдень). Во многих пробах воды наблюдается превышение санитарно-гигиенических нормативов.
В настоящее время в состав сети радиационного мониторинга атмосферного воздуха входят:
56 пунктов наблюдений, находящихся на метеостанциях и метеопостах,  где измеряется МЭД;
26 пунктов наблюдений за радиоактивными выпадениями из атмосферного воздуха (горизонтальные планшеты), находящихся на метеостанциях и метеопостах;
6 пунктов наблюдений за радиоактивными аэрозолями приземного слоя и выпадениями из атмосферы (фильтровентиляционные установки) в городах Минск, Могилев, Гомель, Браслав, Мстиславль, Пинск.
Измерение МЭД и отбор проб воздуха проводятся ежедневно.
Радиоэкологический мониторинг почвы проводится на реперной сети, которая включает в себя 123 реперные площадки и 19 ландшафтно-геохимических полигонов с различными типами и разновидностями почв в различных радиоэкологических и физико-географических условиях.
 Научно-исследовательские и производственные организации Росгидромета и Белгидромета принимали участие в подготовке атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси (АСПА Россия-Беларусь), который создавался в рамках Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 26 сентября 2006 г. № 33.
Основной целью данной работы является обеспечение компетентных органов государственной власти различного уровня России и Беларуси необходимой информационной основой для оценки перспектив и планирования мер по социально-экономическому развитию и возврату к нормальным условиям жизнедеятельности населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Головным исполнителем от Росгидромета был – ГУ «Институт глобального климата и экологии» Росгидромета и РАН, которым были
выполнены следующие работы:
1.Разработка и согласование структуры атласа, целевых документов, обоснований масштабных шкал, выбор проекций, форматов баз данных, структуры участвующих организаций с российской и белорусской стороны.
2.Отбор информации для сводного комплексного картографирования: Разработка способов совместного использования этих данных, проведение экспертиз и сопоставлений.
3.Экспериментальная проверка всех данных, планируемых к использованию для авторского картографирования. Отбора проб почвы по репрезентативным маршрутам на территории наиболее загрязненных областей Беларуси и России. Этот важный этап обеспечил достоверность информации и гарантирует ее качество.
4.Выбор картографических основ.
5.Разработка оптимизационных способов построения карт, выбор параметров для построения карт разной детализации, геоинформационных баз данных для построения карт атласа.
6.Построение авторских карт на картографических основах
7.Создание издательского макета.
Финансирование работ российской стороны производилось по контракту с МЧС России.
Организациями Белгидромета было выполнено:
-    Радиационное обследование приграничных территорий Беларуси и России (отбор проб почвы).
-    Радиационное обследование территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника - ПГРЭЗ (отбор проб почвы и гамма-съемка).
-    Определение содержания радионуклидов в пробах почвы, отобранных на приграничных территориях (137Cs и 90Sr) и на территории ПГРЭЗ (137Cs, 90Sr, 241Am, изотопы Pu).
-    Формирование баз данных радиоактивного загрязнения приграничных территорий России и Беларуси и ПГРЭЗ по результатам обследования всех организаций, участвующих в выполнении заданий по уточнению радиационной обстановки для построения карт.
-    Проведен анализ данных, полученных в результате обследования и их статистическая обработка.
Для создания Атласа подготовлен комплект карт радиационной обстановки на территории Республики Беларусь, включающий следующие карты  загрязнения территории Республики Беларуси в целом и всех областей Республики Беларусь 137Cs по состоянию на 1986, 1996, 2006, 2016, 2026, 2036, 2046, 2056 гг. а также карты загрязнения территории Республики Беларуси 90Sr по состоянию на 2006 г. и карты загрязнения территории ПГРЭЗ 137Cs, 90Sr, 241Am,  изотопами Pu по состоянию на 2008 г.
В рамках подготовки Атласа проводились семинары с участием специалистов Департамента по гидрометеорологии и Института глобального климата и экологии по выработке единых подходов к принципам построения карт и совмещению изолиний на территориях обоих государств.
В рамках реализации Программы Союзного государства в области гидрометеорологической деятельности и мониторинга загрязнения природной среды выполнены разработки  методик наблюдений и прогноза загрязнения окружающей среды при возникновении аварийных ситуаций на радиационно-опасных объектах, которые  можно условно разделить на две группы:
Руководства по обследованию территорий, подвергшихся воздействию  в результате радиационных аварий
Стандарты ”Правила по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды”  (ПГМ) по оценке распространения загрязняющих веществ (в том числе радиоактивных)  в окружающей природной среде.
Первая группа на настоящий момент включает три Руководства:
Руководство по наземной радиационной разведке на ранней фазе радиационной аварии.
Данное Руководство устанавливает организацию и порядок проведения наземной радиационной разведки (НРР) на ранней фазе радиационной аварии;
состав, права и обязанности членов наземных групп радиационной разведки (НГРР);
порядок проведения дозиметрической разведки территории;
порядок отбора, упаковки, хранения и транспортирования проб окружающей среды.
Руководство по наземному дозиметрическому обследованию территорий и  населенных пунктов.
Руководство устанавливает порядок проведения наземного дозиметрического обследования территорий  и населенных пунктов путем измерения мощности полевой эквивалентной дозы гамма-излучения (далее - МЭД) и предназначено для применения при проведении:
фоновой дозиметрической γ-съемки местности;
дозиметрической разведки территорий при радиационном инциденте или радиационной аварии;  
измерений МЭД при радиационной аварии;  
измерений МЭД на территориях населенных пунктов и их ареалов, попавших в зону радиоактивного загрязнения;
измерений МЭД на территориях доступных для населения выработанных карьеров, мест складирования производственных отходов.

Руководство по радиационному мониторингу загрязнённых территорий на поздней фазе радиационной аварии.
Руководство устанавливает:
перечень объектов радиационного мониторинга на поздней фазе радиационной аварии;
программу наблюдений радиационного мониторинга на поздней фазе радиационной аварии;
порядок измерения мощности полевой эквивалентной дозы гамма-излучения (далее - МЭД);
порядок отбора, упаковки, хранения и транспортирования проб объектов радиационного мониторинга;
порядок оценки дозы облучения населения.
Руководящие документы предназначены для применения как организациями Росгидромета, Белгидромета, так и специальными подразделениями других ведомств, уполномоченных для проведения радиационного контроля или мониторинга.
Стандартизация порядков проведения наземного дозиметрического обследования ландшафтов и территорий населенных пунктов, радиационного мониторинга на загрязненных территориях, радиационной разведки на загрязненных территориях на ранней фазе радиационной аварии, регламентированных  настоящими руководящими документами, в практической деятельности позволит:
– рационально использовать финансовые средства, выделяемые на их проведение, путем  исключения дублирования и повторений измерений;
– сократить количество измерений, необходимых для оценки радиационного состояния контролируемых объектов и динамики его изменения, путем учета данных ранее проведенных с использованием настоящих руководящих документов обследований.
Вторая группа включает на данный момент два документа.
 « Расчет рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере при аварийных выбросах».
Правила устанавливают порядок расчета рассеяния химических или радиоактивных загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосфере при аварийных выбросах на потенциально-опасных объектах (ПОО) и применяются для вычисления траекторий переноса ЗВ, а также изменения со временем:
концентрации ЗВ;
проинтегрированной по времени концентрации (далее - ПВК) ЗВ;
плотности выпадения ЗВ на подстилающую поверхность.
В правилах представлены мезомасштабная и локальная модели для расчета рассеяния ЗВ в атмосфере при аварийных выбросах.
Мезомасштабная модель позволяет оперативно рассчитать для выброса высотой не более 3000 м загрязнение окружающей среды на расстояниях до 100 км от ПОО с учетом конкретных нестационарных метеорологических условий при распространении ЗВ над неоднородной подстилающей поверхностью.
Локальная модель позволяет оперативно для выбросов высотой не более 150 м в пограничном слое атмосферы (ПСА) рассчитать загрязнение окружающей среды на расстояния от ПОО не более 10 км и сделать ориентировочную экспресс-оценку для переноса ЗВ на расстояния от ПОО не более 30 км при стационарных метеорологических условиях и однородной местности.
Правила предназначены для применения организациями Росгидромета, Белгидромета осуществляющими работы по прогнозу загрязнения окружающей среды при аварийных выбросах ПОО в атмосферу, а также могут быть использованы специальными подразделениями других ведомств, уполномоченными проводить расчеты прогноза загрязнения окружающей среды при аварийных выбросах в атмосферу.
«  Оперативная оценка загрязнения поверхностных вод суши аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу».
Настоящие правила применяются для оперативной оценки и прогноза аварийного загрязнения поверхностных вод суши атмосферными выпадениями в 100-километровой зоне вокруг ПОО. Они определяют перечень и методы оценки гидрологических параметров и исходных данных, рекомендуемых для использования экспертами в прогнозах последствий возможных радиационных и химических аварий на ПОО.
Правила позволяют оперативно рассчитать изменения со временем концентрации примеси в водных объектах, как полей, так и в заданных пунктах и могут применяться для временных интервалов не более 5 суток после начала аварии.
Правила предназначены для применения организациями Росгидромета, Белгидромета осуществляющими работы по прогнозу загрязнения окружающей среды при аварийных выбросах в атмосферу, и могут быть использованы специальными подразделениями других ведомств, уполномоченных проводить расчеты прогноза аварийного загрязнения, рассказал Иван Скуратович.
В работе секции по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий на тему «Практика, проблемы и перспективы совместной деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства» принимали участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, российских и белорусских вузов, в том числе ректоры, доктора наук, профессоры.
Участники заседания секции рассмотрели и обсудили практику, опыт работы МЧС России, МЧС Беларуси по выполнению Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства, проблемы, приоритеты и основные направления совершенствования национальных программ России и Беларуси по ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС на 2011 и последующие годы, а также основные направления, приоритеты и перспективы совместной деятельности министерств по подготовке проекта Концепции Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2011 – 2015 годы, выработали предложения по совершенствованию российско-белорусского взаимодействия и сотрудничества по минимизации последствий чернобыльской катастрофы и внесли следующие  рекомендации:

1. Согласиться с выводами ученых и специалистов о длительном характере радиоактивного загрязнения территорий России и Беларуси, отдаленностью медицинских последствий чернобыльской катастрофы.

2. Отметить положительный опыт работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Постоянного Комитета Союзного государства по реализации программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства в 1998 – 2009 годах.

3. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь активизировать работу по подготовке проекта Концепции Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2011 – 2016 годы по следующим основным направлениям: развитие системы мер оказания адресной специализированной медицинской помощи гражданам, поддержка деятельности, направленной на реабилитацию пострадавших районов (прежде всего в сельском и лесном хозяйстве), информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.

4. Одобрить работу, проводимую Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Комитетом Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды по эффективному использованию современных методов и средств для оперативного получения достоверной информации о состоянии загрязнения окружающей среды на территории Союзного государства. При разработке Концепции очередной специализированной союзной Программы предусмотреть дальнейшее развитие и внедрение технологий оперативного анализа и прогноза загрязнения природной среды, обусловленного техногенными катастрофами и авариями для различных типов аварийных ситуаций.

5. Внести предложение Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Республики Беларусь об ускорении разработки проекта совместной союзной программы по лечению и реабилитации граждан России и Беларуси, проживающих в регионах, наиболее пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в медицинских центрах, созданных за счет бюджета Союзного государства.

6. Одобрить совместную деятельность Постоянного Комитета Союзного государства с администрациями территорий Беларуси и России, международным объединением «Всеобщая конфедерация профсоюзов» по организации лечения и оздоровления детей дошкольного и школьного возраста, проживающих на территориях Беларуси и России, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

7. Поддержать предложение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики по подготовке и проведению в 2011 году международной научно-практической конференции в связи с 25-летием аварии на Чернобыльской АЭС (Гомель – Брянск). Рекомендовать образование Организационного комитета с участием Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Постоянного Комитета Союзного государства.

8. МЧС России и Беларуси в проекте Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2011 – 2015 годы предусмотреть финансирование работ по актуализации медико-дозиметрических и радиоэкологических банков данных Единого чернобыльского регистра России и Беларуси.

9. Поручить государственным заказчикам МЧС России и МЧС Беларуси внести предложения по оформлению статуса и использованию объектов союзной собственности, созданных на территории России и Беларуси за счет средств бюджета Союзного государства в рамках Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства.

10. Поддержать Концепцию ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в отдаленный период.

11. Предложить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в России сети клиник радионуклидной терапии для оказания медицинской помощи больным раком щитовидной железы, тиреотоксикозом, пациентам с метастазами в кости, для разработки новых высокотехнологичных методов лечения, организации на базе медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук научно-методического центра по подготовке специалистов в области радионуклидной терапии.

12. МЧС России и Беларуси, Постоянному Комитету Союзного государства в проекте Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2011 – 2015 годы предусмотреть финансирование мероприятий  по повышению эффективности системы информационного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, сохранения научно-технической и исторической информации о чернобыльской ядерной аварии и опыте её преодоления.

13. Одобрить активную работу, проводимую Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Комитетом Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды по эффективному использованию современных методов и средств для оперативного получения достоверной информации о состоянии загрязнения окружающей среды на территории Союзного государства, обеспечению дальнейшего развития и внедрения технологий оперативного анализа и прогноза загрязнения природной среды, обусловленного техногенными катастрофами и авариями для различных типов аварийных ситуаций.

14. Рекомендовать МЧС России и Беларуси вести разработку проектов национальных программ Российской Федерации, Республики Беларусь и проекта Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2011 – 2015 годы с учетом выводов и предложений Плана действий ООН по Чернобылю до 2016 года.

15. Считать целесообразным проведение совместных научных исследований, выполняемых в соответствии с рекомендациями Чернобыльского Форума ООН и Научного комитета ООН по действию атомной радиации и предоставлении органам государственного управления и населению достоверную информацию о радиационной обстановке и рисках для здоровья, а мировому научному сообществу результаты исследований по действию реальных доз облучения на здоровье и окружающую среду.

16. Расширять совместные исследования научных и образовательных организаций России и Беларуси в области мониторинга социально-экологической ситуации в районах, испытывающих влияние последствий чернобыльской катастрофы, а также в области процедуры общественного участия в принятии и реализации экологически значимых решений.

17. Рекомендовать Управлению по связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации Секретариата Парламентского Собрания организовать периодическое проведение пресс-туров белорусских и российских журналистов по загрязненным радионуклидами территориям Беларуси и России и подготовку соответствующих публикаций и репортажей на телевидении и радио.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте