Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 31(221) от 12.08.2010

Голод – не тетка. А признак скорого назначения главы региона

, 14:42

В июле по России прокатилась серия голодовок. Все их участники – балкарцы из Кабардино-Балкарии. Голодают в Москве на Охотном Ряду, голодали в Ессентуках возле здания полпредства в Северо-Кавказском округе (и теперь, как заявлено, планируют тоже перебраться в Москву).

Голодают в основном люди пожилые, в обоих «точках» – примерно по десять человек. Старики, расположившиеся в белых шляпах с полями на самом солнцепеке в 40-градусную жару, – зрелище не из легких. Голодовка –  акт политический. Учитывая специфику понятия «политика» в современной России, следует задаться прагматичными вопросами в духе времени – «почему»? «зачем?» и «ради чего»?

Суть проблемы, в связи с которой проходят голодовки, в общем ясна.  Еще в 2005 г. в Кабардино-Балкарии приняли закон, который объявил почти все земли в горах – а это и пастбища, и площадки для курортного строительства – так называемыми межселенными территориями, по сути – республиканской собственностью. В горах в основном живут балкарцы – народ, на долю которого в ХХ веке выпало особенно много страданий: сталинская депортация, нелегкое возвращение из нее. Вполне закономерно, что реакция балкарцев на это решение была резко негативной. Тогда, в 2005-м, тоже были и голодовки, и митинги. Вся проблема свалилась на нового президента Арсена Канокова, вступившего в должность как раз осенью того года. Решили ли при нем власти Кабардино-Балкарии земельные проблемы? По крайней мере начали решать. В 2009 г. по указанию Канокова создали  специальную согласительную комиссию по земле, которая должна поставить точку во всех спорных вопросах.

 Эксперты-кавказоведы тогда оценили происходящее как «развитие культуры политического компромисса». В первую очередь потому, что одновременно с созданием комиссии более половины земель, признанных ранее межселенными, к этому моменту опять были переданы балкарским селам. Многие вопросы, которые остались, касаются уже не «отъема» земель, а их надлежащего кадастрового оформления – проблемы, которая пока почти везде решается непросто.

Зачем же в этом контексте потребовалась голодовка? Ответ на этот вопрос, похоже, лежит в совершенно иной плоскости, к земле не относящейся. Большинство инициаторов протестных акций – активисты «Совета старейшин балкарского народа», организации, возникшей в середине 2000-х. Костяк организации – люди, при Канокове служившие офицерами милиции и не имевшие никакого отношения к деятельности балкарских активистов в первые постсоветские годы, когда шла реальная борьба за ликвидацию последствий сталинской депортации. Еще есть среди них люди, против которых возбуждались уголовные дела по экономическим статьям, – как, например, бывший директор одного из заповедников. Их первый серьезный выход в публичное пространство произошел перед выборами в Госдуму в 2007 г., когда «балкарские оппозиционеры» сначала много критиковали республиканскую власть, а незадолго до выборов вдруг неожиданно сбавили обороты. Всплеск активности «старейшин» наблюдался затем перед выборами парламента Кабардино-Балкарии в 2009 году: череда протестных митингов началась как раз накануне выдвижения кандидатов. «Старейшины» критиковали реформу республиканского выборного законодательства. Так что активность общественников, выступающих под национальным знаменем, продолжает быть сезонной, и сезоны определяются политическими событиями, а не реальным ходом решения земельных проблем.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram