Демографический кризис в России напрямую обусловлен продолжительностью жизни населения, которая находится, к сожалению, на уровне африканских стран. Конечно, плохое состояние здоровья и сверхсмертность населения во многом определяются низким уровнем жизни. Но для людей, уже заболевших, именно доступность и качество лекарств зачастую становятся жизненно важным вопросом. Абсолютно согласен с Президентом страны Д.А. Медведевым, что от доступности лекарств «зависят жизнь и здоровье миллионов наших людей – и тех, у кого много денег, и тех, у кого денег, к сожалению, совсем немного».
Вместе с тем все больше россиян в последние годы не довольны ситуацией с медикаментами. Привычные лекарства становятся все менее доступными, особенно для пенсионеров и малообеспеченных.
Нынешнее состояние рынка лекарств в России таково, что обеспечение ими уже давно перестало быть только медицинским вопросом. Это стало острейшей социальной проблемой.
Для кого бесплатные лекарства
С 1 сентября вступит в силу новый Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». В нем есть ряд положительных моментов. Прежде всего это создание системы государственного контроля за оборотом лекарственных средств. Прозрачность и открытость процедуры регистрации и экспертизы лекарств. Новый порядок государственного регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные препараты.
Вместе с тем уже сегодня очевидно, что Закон не решает очень важные проблемы.
Самый болезненный вопрос – это обеспечение бесплатными лекарствами льготных категорий граждан. Такая программа реализуется в нашей стране с 2005 года. И надо признать, что реализуется неудовлетворительно. Она так и не обеспечила доступность необходимых и качественных лекарств для нуждающихся.
Сегодня мы сталкиваемся с неким парадоксом. На финансирование льготного лекарственного обеспечения выделяются значительные средства. При этом граждан, которые выбирают в качестве льготы бесплатные лекарства, ежегодно становится все меньше. Причина ясна – люди не верят в возможность бесплатного получения необходимых лекарств.
Мониторинг, который ежегодно проводит Всероссийское общество инвалидов, показал, что еще в 2008 году из программы дополнительного лекарственного обеспечения вышло около 80% инвалидов. Вовремя получить необходимые лекарства невозможно. Зачастую врачи не выписывают нужные препараты, ссылаясь на их отсутствие в аптеках. А в аптеках при наличии рецепта либо отказывают в бесплатных лекарствах, либо устанавливают очередь. Таким образом, люди «выдавливаются» из программы и вынуждены приобретать лекарства за свой счет.
Главным пороком льготного лекарственного обеспечения является то, что программа формируется не от реальной потребности населения, а от объема выделяемых средств.
Что такое «редкое заболевание?»
К сожалению, Минздравсоцразвития России сегодня оперирует усредненными цифрами, которые, безусловно, объективны с точки зрения финансового учета. Но они не отражают индивидуальные особенности лечения каждого пациента. В результате – фактические расходы на лечение значительно превышают нормативы государственного финансирования. По оценкам Всероссийского общества инвалидов, объем дефицита денежных средств в сфере лекарственного обеспечения по различным направлениям составляет от 20 до 50 процентов.
Очевидно, что для решения этих проблем нам необходимо разработать стратегию лекарственного обеспечения населения, а также механизмы обеспечения доступности лекарств, в том числе страховые. В этой связи хочу остановиться еще на одной нерешенной проблеме – обеспечении лекарствами больных редкими заболеваниями. Формальное оправдание – в Основах законодательства об охране здоровья отсутствует само понятие «редкое заболевание». Поэтому в Законе об обращении лекарственных средств трудно было прописать нормы о «редких лекарствах». Но я убежден, что это не повод отказываться от решения проблемы. Очевидно, что надо как можно быстрее установить критерии отнесения к таким заболеваниям и порядок обращения редких лекарств. При этом опять же – исходить надо не от выделяемых средств, а от потребности больных.
Здесь надо отметить, что благодаря значительному увеличению финансирования, централизованным закупкам дорогостоящих препаратов для лечения семи самых тяжелых заболеваний удалось заметно улучшить обеспечение лекарствами таких больных. Число граждан, обеспечиваемых бесплатными лекарствами для лечения этих болезней, увеличилось более чем в 1,5 раза. Это является показательным примером того, что при желании и умелой организации можно изменить ситуацию к лучшему.
Еще одна проблема – организация государственных закупок лекарственных средств. Нынешнюю ситуацию с их закупками как для льготного лекарственного обеспечения, так и для обеспечения граждан, находящихся на стационарном лечении, без преувеличения следует оценить как катастрофическую.
Механизм закупок во многом коррупционен, поскольку зачастую конкурсные комиссии ангажированы определенными компаниями. Практически не работает система преференций для отечественного производителя.
По-прежнему основным критерием закупки выступает цена, а не качество и эффективность лекарственных препаратов. Это приводит к тому, что закупаются самые дешевые лекарственные средства, без учета их качества. Например, по оценкам экспертов Российской академии медицинских наук, 20 процентов расходов на лекарства для льготников в 2008 году пришлось на оплату препаратов, не имеющих доказательств эффективности. Согласитесь – здесь мы имеем немалые резервы.
Сами закупки представляют собой длительную процедуру, что делает невозможным купить лекарства в экстренных случаях. В результате мы имеем ситуацию, когда больной получает неадекватное лечение, либо вынужден приобретать лекарства самостоятельно.
Следующая проблема – дефицит лекарств в период обострения эпидемиологической ситуации. Показательным примером нехватки лекарств и изделий медицинского назначения в аптеках стала ситуация осенью 2009 года. Ажиотажный спрос на противогриппозные препараты привел не только к их значительному удорожанию, но и в ряде случаев – к нехватке. Для таких ситуаций необходимо формирование специальных интервенционных запасов необходимых лекарств в достаточном количестве.
Госрегулирование цен на все лекарства
При рассмотрении закона «Об обращении лекарственных средств», когда он был еще в проекте, высказывалось много предложений, которые следовало бы учесть. В частности, предлагалось установить государственное регулирование цен не только на жизненно необходимые препараты, а на все лекарства. Предлагалось зафиксировать не отпускные цены производителя, а конечную цену для потребителя. Предлагалось также установить предельно допустимую торговую надбавку на лекарства в размере не более 50 процентов от цены производителя. Такие поправки вносились, в частности, и депутатами фракции «Справедливая Россия». Однако они были отклонены парламентским большинством Государственной думы. Убежден, в процессе правоприменения потребуется еще раз вернуться к этим предложениям.
Необходимо еще раз рассмотреть вопрос о мерах ответственности участников производства и рынка лекарственных средств за нарушения законодательства в сфере ценообразования. Очевидно, что следует внести соответствующие изменения и дополнения в Уголовный и Административный кодексы. В противном случае нормы принятого закона, предусматривающие ответственность за правонарушения в сфере обращения лекарственных средств, действовать не будут.
Сегодня всем ясно, что проблему обеспечения населения доступными и качественными лекарствами не решить без достижения лекарственной независимости России. Нужны государственная поддержка отечественной фармацевтической отрасли и создание преференций для отечественных производителей (в том числе налоговых и инвестиционных). Необходимы существенные финансовые вложения в разработку новых отечественных лекарств. По экспертным оценкам, средняя цена разработки за рубежом нового препарата составляет от 800 млн. до 1 млрд. долларов США. Если исходить из таких затрат, то в Стратегии развития нашей фармацевтической промышленности до 2020 года заложена разработка всего
3–5 инновационных препаратов. А это явно недостаточно.
Болезни лечат не красноречием
В стране необходимо создать современные фармацевтические предприятия полного цикла. Создание одного такого предприятия обойдется в 20 млн. долларов США. А нужно таких объектов несколько десятков. Необходим примерно 1 млрд. долларов США.
Еще один вопрос. Законом «Об обращении лекарственных средств» предусматривается переход отечественных предприятий на международные стандарты качества GMP. В настоящее время только 10 процентов от общего числа российских фармпредприятий полностью или частично оборудованы по таким стандартам. Эти предприятия производят 80 процентов отечественной фармацевтической продукции. Предприятия, не соответствующие стандартам качества, должны провести модернизацию до 2014 года. Это позволит не только обеспечить производство более качественных препаратов, но и усилит конкурентоспособность отечественных производителей.
Все эти проблемы надо решать как можно более оперативно. Недаром еще в Древнем Риме знали, что «болезни не красноречием, а лекарствами лечат». Нужно добиться того, чтобы люди в нашей стране не стояли перед драматичным выбором – что им купить: лекарство или хлеб. Дороговизна лекарств и низкое их качество вынуждают очень многих наших граждан вообще отказываться от необходимого лечения, отдавая себя на волю судьбы или на волю шарлатанов.