Аргументы Недели → Общество № 29(219) от 29.07.2010

Подмосковный бугурт с латгалами,

или как там кривичи с варягами жили

, 19:45

С каждым годом все больше наших современников желают ощутить себя участниками событий дней давно минувших. Клубы исторической реконструкции сегодня есть практически в каждом городе. Преодолев непонимание, те, кто, казалось бы, играют в стародавние времена, сумели найти общий язык с археологами, историками, музейщиками. И нередко уже реконструкторы становятся даже полноправными партнерами ученых.

Кстати, в России воссозданием исторических событий, облика и быта пращуров чаще занимается молодежь. В Европе же это увлечение более зрелых и состоятельных людей. Ручной работы амуниция, украшения, натуральные ткани там довольно дороги. Наши реконструкторы берут смекалкой и, чтобы не нести серьезных финансовых затрат, предпочитают все делать своими руками. Благо, показать себя во всей правдивоисторической красе есть где.

В ближнем Подмосковье под Подольском уже в четвертый раз провели «Городецкое Гульбище – 2010» – фестиваль раннесредневековой истории и культуры. Около восьмисот участников из России, Беларуси, Украины, Прибалтики и Европы воссоздали давно минувшее на радость себе и на утеху пяти тысячам зрителей, которых даже исключительная жара не испугала. На просторном лугу был разбит полевой лагерь, рядом проходили конные и пешие бои, или «бугурты», как принято называть ратные сходки в этой среде, турниры по историческому фехтованию и стрельбе из лука. Гостей «Гульбища» развлекали концертами фолк-музыки, театрализованными программами и вовлекали в атмосферу повседневной жизни древней Руси: приглашали принять участие в народных играх, аттракционах и ремесленных мастер-классах, сфотографироваться в историческом костюме и даже отведать блюда средневековой кухни.

Правда жизни

– Только никому не говорите, что у нас тут картошка, – спохватилась Гудрум, в обычной жизни Елена Метлюк из Витебска. – В средние века славяне бульбу еще не пробовали. Ну а сегодня мы, «белорусы», без нее не можем. Сейчас вернутся с турнира парни, будем их потчевать. Уже готовы оладьи, яйца, гороховый суп.

Героиня Лены – перебежчица из Скандинавии. По легенде, ее муж – наемный варяг, воин из Швеции – приехал в Гнездово, селение под нынешним Смоленском, или «первоначальный» Смоленск, как называют его археологи. Этот сюжет, как, впрочем, и большинство реконструкторских «ролей», основан на исторических данных. Нередко костяк княжеских дружин составляли именно наемники-варяги.

– Мы ведь живем там, где шел путь «из варяг в греки». Витебск, как и вся придвинская территория, – граница с «латгалами, балтами», – поясняет Оксана Лисовицкая, руководитель витебского клуба исторической реконструкции «Варгенторн» («Волчья башня»). – Часть наших ребят реконструируют жизнь славян – «кривичей-полочан», другие увлечены выходцами из Скандинавии, которые переселились на Русь в поисках лучшей доли. Тогда ведь как было: в семье все доставалось старшему сыну, а остальные юноши шли, что называется, в мир. Викингом ведь и называли человека, который отправился в какие-то другие земли, мореходством занялся.

Белорусы поставили саксонские палатки – точные копии картинок со старых гобеленов – и дракарные шатры. Кстати, современные туристические палатки очень на них похожи. Только в основе средневековые имеют деревянный остов. Ставить их можно и на скалистой поверхности. Очаг – кованые тренога и кольца. Есть специальная подвесь – решетка для жарки мяса наподобие современного гриля. А в основном пользуются котлами да сковородой – плоской с длинной ручкой, чтобы в пекло не лезть, а управляться с ней издалека.

– Мы пользуемся материалами археологических находок, сотрудничаем с историками. Стараемся участвовать в раскопках, читаем литературу, ходим в музеи – и иногда нас и в запасники пускают, – ручается за достоверность Оксана. – Еще несколько лет назад ученые – историки, археологи – нас, реконструкторов, всерьез не воспринимали. Ставили в один ранг с «черными копателями». Но мы у себя в Витебске стараемся популяризировать наше увлечение: участвуем в парадах, выставках, проводим семинары для школьников. Выпустили набор открыток специально, чтоб учителя могли показывать, как в раннем средневековье выглядели купцы, воины, простой люд. И сейчас нам уже проще. Даже из нашей белорусской Академии наук могут позвонить и пригласить на раскопки, поделиться новой информацией и показать находки.

На века

Московский клуб военно-исторической реконструкции «Красный дракон» тоже предпочитает изучать средневековую жизнь выходцев с территорий современных Норвегии, Швеции и Финляндии. Это видно по одежде, набору украшений, подбору аксессуаров.

– Древние люди иной раз такое творили, что современный человек не в силах повторить, – восхищается Наталья Кулагина, или Рагнхильд, гордо демонстрирует раритетный костяной гребень и приглашает к фестивальному столу своего клуба. – Еда у нас вся аутентичная. Вот мясо засолено по историческому рецепту. Есть у нас и овощи, которые растут в северных широтах: капуста, морковь, лук, репка. А еще крупы, чечевица. Рис, привозная культура, которая в те времена была необыкновенно дорогой. Посуда из глины или дерева. Металлическая была только у состоятельных людей.

По образованию я историк-архивист и могу читать русские летописи без перевода, знаю шведский. А из той средневековой жизни в настоящую перенесла более философский, что ли, взгляд на суету и материальную привязанность нынешнего мира. Если что-то вдруг потеряю или украдут – не расстраиваюсь. Подумаешь, украли мобильник. Заработаю на новый!

Средневековые мюсли

Анна и Александр – программисты из Пскова – приехали в Подмосковье вместе со своим клубом любителей исторической реконструкции и фехтования «Усадьба». Они сейчас готовятся выпекать хлеб и лепешки и для того мелют муку старинными жерновами. Смолотое на них зерно напоминает мелкие опилки. Выпечка получится крупнотекстурной.

– Только на «Кавказе» были терочные камни: камень с углублением, в которое насыпалось зерно и растиралось при помощи другого камня, – поясняет Саша. – А на европейской части России, как и в самой Европе, получили распространение вот такие круглые жернова. Обычно жернова размещались на деревянном столе, чтоб мука не разлеталась по полу. Более крупный помол идет на каши. Но сами мы едим их только на выездах. Дома проще заварить готовые мюсли.

Щурясь на подмосковное солнце, псковичи вспоминают свои зимние походы. Рассказывают, что имеют полный комплект средневековой зимней одежды и уверяют, что, закутавшись в войлок, можно спокойно спать под любой сосной даже в крепкий мороз. А сейчас, когда жара выше тридцати, на Александре толстые и высокие шерстяные носки:

– Не жарко и ноги не потеют! – настаивает реконструктор. – Надень я свои кожаные башмаки на голые ноги, был бы уже мокрым, а шерсть создает воздушную прослойку. И уж если идти в бой, то чем больше на тебя намотано, тем меньше вариантов повреждений.

О любви не говори

«Человек, который не помнит культуру своего народа, – вырожденец», – настаивает «гусляр Любослав». Вот уже тринадцать лет он не просто изучает, а просто-таки сливается с родной историей. Новое творческое имя взял, чтобы славить любовь и «открывать ею любые темницы». Общаясь, то и дело переходит на песнь, величаво перебирая струны. Гусли у «рожденного любовью для любви» тоже хендмейдовские – собственноручно сделаны из немецкого рояля «Шредер». И только его милая спутница призналась, что вообще-то они Светлана и Александр Субботины. Наряжены супруги под стать событию и уверяют, что в народной одежде совершенно не жарко:

– Она легкая, комфортная. Теперь уже и для обычной жизни мы стараемся выбирать одежду с русским колоритом. При случае сами шьем и вышиваем традиционным орнаментом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram