Как известно, целью переписи является сбор данных обо всех лицах, находящихся на территории России на момент переписи независимо от их гражданства. Какие трудности ожидают Росстат и другие ответственные за проведение переписи структуры в работе с негражданами России и трудовыми мигрантами внутри страны? Об этом с нашим корреспондентом согласился побеседовать заместитель председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Анатолий КОРЕНДЯСЕВ.
- Анатолий Александрович, как вы думаете, возникнут ли трудности в работе с негражданами России, в частности, выходцами из стран СНГ?
– Перепись-2010 будет проходить в непростых условиях. Усиливается трудовая миграция внутри страны и – особенно – из стран СНГ, с которыми сохранились многочисленные экономические, культурные и родственные связи, стимулирующие миграционные процессы. Перепись станет серьезным испытанием для Росстата, МВД и ФМС, региональной власти и муниципальных органов самоуправления.
Перепись населения обязательно должна быть предварена серьезной разъяснительной работой, иначе она может быть воспринята лишь как попытка выявления незаконных мигрантов и даже ущемления прав тех трудовых мигрантов, которые приезжают к нам легально. Необходимо устранить «детективный» аспект переписи. Тогда трудовые мигранты, которых, по оценкам экспертов, почти 13 миллионов, не будут воспринимать ее негативно.
В первую очередь необходимо четко разъяснить, что перепись является нужной и выгодной для всех: и для тех, кого переписывают, и для тех, кто переписывает, то есть для государства в данном случае.
– Какие позитивные результаты переписи будут особенно важны и для нашей страны, и для мигрантов?
– Положительные стороны переписи для мигрантов должны стать им очевидны: перепись позволит прояснить особенности этнических составов регионов, чтобы у нас не возникало больше таких событий, как в Кондопоге. Она позволит учесть местные экономические особенности и даст возможность застраховаться от ситуации, когда в одном регионе будет переизбыток трудовых ресурсов, а в другом – нехватка. Она придаст импульс четкому регулированию миграционных потоков, и в итоге это позитивно скажется на экономике России и ее регионов, положении самих трудовых мигрантов, которые смогут легально зарабатывать свои деньги, получать необходимое социальное обеспечение.
Но главный вопрос – это, конечно, экономический, связанный с вкладом трудовой миграции в валовой национальный продукт. По подсчетам специалистов, недавно выступавших на круглом столе в Совете Федерации, он ежегодно составляет порядка 84 миллиардов долларов. Даже с учетом оттока примерно 20 миллиардов в виде банковских переводов мигрантов на родину все равно порядка 60 миллиардов остается в России.
– Что, по-вашему, поможет проведению разъяснительной работы?
– Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками – это серьезный ресурс, особенно в части взаимодействия с парламентами, общественными организациями, средствами массовой информации наших соседей по СНГ. Сотрудничая с коллегами-парламентариями из стран СНГ, мы можем задействовать механизмы, которые помогут объяснить доходчиво и четко, в чем смысл переписи и для нас, и для наших гостей и соседей.