Аргументы Недели → Общество № 23(213) от 17.06.2010

Зачем Курилам большие крылья

Сахалинские депутаты обратились к премьеру В. Путину

, 17:07

Зачем нужны Курильские острова России? Это самые богатые промысловые районы северо-западной части Тихого океана. Оставим территориальные притязания Японии и повернемся лицом к коренному населению – чего ему не хватает для счастья?

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года особое внимание уделяет форпосту российских земель. На островах Парамушир, Итуруп, Кунашир и Шикотан планируется создать мощный биоресурсный кластер, активно развивать глубокую переработку рыбы и морепродуктов, в том числе для биофармацевтической, пищевой, топливной промышленности. Под это государством выделяются огромные деньги. Но вот доходят ли они по назначению?

Социально-экономическое развитие Курильских островов, несмотря на бешеные денежные вливания, упорно топчется на месте. Между тем на Курилах сосредоточено 20% допустимого улова водных биоресурсов всего Дальнего Востока: 100% скумбрии и тунца, 90% морского гребешка, трепанга и сайры, 72% осьминога, 70% морского окуня и 15% лосося.

Чтобы успешно их добывать, нужно создать условия для мало- и среднетоннажного флота. А это – берег. Дороги, порт, авиасообщение. Люди должны получить возможность свободно перемещаться. Сегодня из Южно-Сахалинска до Курильских островов можно добраться либо морским путем (не менее 12 часов при хорошей погоде и несколько суток при штормовой), либо самолетом за час-полтора. Хотя из-за низкого тумана вылета на Курилы иногда приходится ждать неделями…

Новый этап освоения Курил начался с принятием Второй Курильской программы. В нее заложено 18 млрд. рублей. В 2010 г. на реализацию проектов Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы» предусмотрен 1 миллиард. Но на 1 апреля 2010 г. освоено лишь 56,7 миллиона… Особую тревогу вызывает задержка с созданием обещанной надежной воздушной транспортной связи. Собственно, это и есть основной тормоз в развитии.

Прямая речь

«Пришло понимание, что Сахалин не колония, существующая для откачки всего и вся, без внимания к местным жителям. А своего рода военно-экономический форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда перемещается с Запада фокус мирового внимания».

Александр Хорошавин, губернатор Сахалинской области

Вопросом, куда уходят деньги, не на шутку озаботились островные парламентарии. Итогом рабочей поездки группы депутатов Сахалинской областной думы на Кунашир стало обращение к председателю правительства РФ В. Путину. Но крик о помощи затерялся где-то в коридорах власти и еще не долетел до премьера. Однако до редакции «АН» – долетел.

«Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с целевой программой «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы» в муниципальном образовании «Южно-Курильский городской округ» за счет средств федерального бюджета производится реконструкция аэропорта «Менделеево». Мы крайне озабочены складывающимся положением дел на данном объекте. До настоящего времени ни один объект аэропорта, построенный по Программе генеральным подрядчиком ОАО «Избербашский радиозавод» им. П.С. Плешакова, не введен в эксплуатацию… Регулярное транспортное сообщение с островом Кунашир по-прежнему не налажено и является постоянным источником социального напряжения… Депутаты Сахалинской областной думы просят вас вмешаться в ситуацию с целью скорейшего завершения реконструкции аэропорта». (Полностью текст письма читайте на сайте «АН». – Ред.)

Депутат Сахалинской думы Александр Болотников уверен: проблема требует безотлагательного решения. Это продиктовано интересами безопасности России – учитывая территориальные претензии Японии. «Сейчас, – говорит депутат, – как никогда, нужно показать, что это наши острова».

Дела с главной авиагаванью в Южно-Курильске плачевны. Заказчик и подрядчик объекта – федеральные структуры, «Росавиация» и «Ассоциация российских аэропортов». Поэтому правительство области не может проверить затянувшуюся «стройку века». Выигравшая тендер на строительство компания «Избербашский радиоламповый завод» (Дагестан) за два года возвела здание аэропорта и взлетно-посадочную полосу. Она, увы, пока не работает. А здание приходит в нерабочее состояние, поскольку не эксплуатируется из-за множества недочетов. Поставленное оборудование не соответствует проекту. Потому полеты выполняются только в ясную погоду, в светлое время суток. Объектов топливообеспечения нет – как и возможности дозаправки самолетов. Взлетно-посадочная полоса не отремонтирована.

Как считает один из разработчиков Стратегии развития Сахалинской области, завкафедрой госуправления Тихоокеанского госуниверситета экономики Игорь Быстров, задержка со строительством аэропорта «Менделеево» на Кунашире вызывает, мягко говоря, недоумение. «Кто готовил проект и какое отношение предприятие, выигравшее конкурс, вообще имеет к авиации и строительству аэропорта? – спрашивает он. – Тех, кто выделяет деньги и контролирует количество вложенных средств, должно настораживать: соответствует ли вложенная сумма тому, что уже сделано? Если процесс освоения средств растягивается на несколько лет, значит, нужно добавлять коэффициент на удорожание. Многие говорят о геополитической важности Курильских островов. Но, сформировав нормальные программы, мы не можем обеспечить доведение их до конца».

Что даст Кунаширу и Итурупу – нашим опорным точкам стратегической важности – скорейшее открытие нового аэропорта? Можно будет принимать самолеты большего класса, обслуживать и заправлять их топливом, принимать больше пассажиров. В том числе туристов. Но пока «черная дыра» не перестанет засасывать миллиарды рублей, выделяемых государством для курильчан, невозможно поверить, что Курилы нужны и интересны не только Японии. Что «волшебные» острова могут и должны приносить достойный доход в российский бюджет. Курилам нужны большие крылья! Услышьте, Владимир Владимирович!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram