Среди современных молодых пар не редкость, когда мужчина ростом пониже своей избранницы или явно находится в более легкой весовой категории. Еще совсем недавно в горных районах Дагестана встретить такое было просто невозможно.
Многие из нас в детстве читали сказки, где в единоборство с витязями вступали девы-воительницы. Чтобы получить право на руку и сердце такой красавицы, юноша должен был одолеть ее в поединке. Во многих аулах Дагестана свадебная церемония включала в себя своеобразную инсценировку подобного сюжета. Только главными участниками в ней были жених и невеста. Девушка к такому непростому состязанию готовилась заранее, тренировали ее близкие родственники. А для того чтобы во время боя жених не хватал за волосы, голову невесты брили наголо и смазывали жиром. Облачали девицу в труднорасстегиваемую одежду, пришивая одну вещь к другой, и перетягивали тело крепким шерстяным шнуром – поясом девственности.
Схватка происходила в первую брачную ночь. За действом наблюдала местная молодежь: подслушивали через двери, окна и дымовые отверстия. Чем дольше сопротивлялась невеста, тем больше почета и уважения это вызывало в глазах окружающих. Не всегда жениху удавалось одолеть невесту сразу. Тогда единоборство переносилось на следующую ночь, а днем молодоженам давали отдохнуть. Но в посрамление жениха и для прославления силы, ловкости и непреклонности невесты на плоских крышах домов родственников юноши появлялся особый знак: вертикально поставленные каменные кадки для трамбовки глинобитных покрытий.
Исход этой битвы в принципе был предрешен: победить мог только мужчина. Поэтому, несмотря на моральную поддержку невесты односельчанами, «материальную» поддержку они оказывали все-таки жениху. Попросит девушка воды для восстановления сил, ей не дают, зато жениху – пожалуйста, хоть залейся! На стороне мужчины были также братья и отец невесты, которые уговаривали новобрачную сдаться.
После упорной и длительной борьбы, зачастую не исключающей и телесных повреждений, жених одерживал победу. Чтобы закрепить ее, мужчина должен был развязать все многочисленные узелки на одежде невесты. А утром к новобрачным являлись дружки и иронично интересовались: «Кто победил? Как прошла ночка?» Приличия предписывали новоиспеченному мужу отвечать скромно и бесстрастно: «Всякое бывало…».