Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 19(209) от 19.05.2010

На подходе новый «лимуЗиЛ»-членовоз

, 16:09

17 мая 2010 года управляющий делами президента РФ Владимир Кожин заявил, что президент распорядился изучить возможности по замене «Мерседесов» из президентского автопарка на отечественные «ЗИЛы». Представитель завода заявил, что предприятие готово сделать автомобиль представительского класса для главы государства, но для этого ему необходима финансовая поддержка.

Все мы помним так называемые старые ЗиЛы 70–80‑х годов. Последним представителем семейства являлись ЗИЛ‑41047 и его броневариант ЗИЛ-4105. В свое время и до сих пор он считается одним из лучших бронеавтомобилей-лимузинов в мире по качеству бронирования, устойчивости к опрокидыванию, взрывам и объемам для размещения внутреннего оборудования.

В 2003 г. Владимир Путин поставил задачу перед заводом «ЗиЛ» создать новый, конкурентоспособный представительский лимузин. Но машина, названная ЗИЛ‑4112, не пошла дальше чертежей и макетов из пластилина. И вот – очередная попытка.

Как будет выглядеть новая машина? Наверняка более консервативно, чем диктует нынешняя автомода. Кузов будет рамным – для прочности, жесткости и надежности конструкции и удобства размещения бронирования.

Машина должна иметь мощный двигатель, который позволит ей и активно маневрировать, и достаточно энергично разгоняться, даже в броневарианте. Разгон до 100км/ч за 10–12 секунд практически обязателен. Сейчас на ЗИЛ-41047 устанавливают отечественный карбюраторный двигатель объемом 7,7 литра и мощностью до 400 л.с. Возможно, на новую модель пойдет этот же мотор, но уже инжекторный, с большей мощностью и меньшим расходом топлива (нынешние ЗИЛы «кушают» 22–26 литров на 100 км). Вероятно и использование импортного мотора.

Бронирование машины, безусловно, – важнейшая задача. Старый ЗИЛ-41052 был бронирован стальной высокотвердой броней, выполненной в виде «капсулы» с толщиной от 5 до 10–12 мм. Стекла тоже бронированы. Они представляют собой многослойный «пирог» из стеклопластин и полимерных пленок общей толщиной 43–47 мм. Броневик массой 5225 кг был способен выдержать множественные попадания из винтовки СВД небронебойной пулей или автомата АКМ бронебойной пулей – класс защиты 5 по нынешнему ГОСТу. Но в некоторых местах он «держал» и бронебойно-зажигательные пули СВД – это высший, 6А класс.

Сейчас технологии бронирования, в том числе скрытого, серьезно шагнули вперед. Новая машина может быть оснащена современными многослойными стеклоблоками с числом слоев до 6–7. Вероятно использование стальных или титановых вкладышей по краям стекла, армирующих нитей. Имеет смысл использование современных прозрачных полимеров. Существует даже прозрачная керамика, но стоит она безумно дорого и пока экспериментальна.

Борта «капсулы» могут быть сварены из титановых или представлять собой комбинированную преграду из стальных и титановых бронесплавов. Также возможно применение алюминиевых бронесплавов и полимерных бронематериалов, например, высокомодульного полиэтилена. Возможно и использование керамических пластин. Такая капсула, вероятно, сможет выдержать и крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм и бронебойные патроны крупнокалиберных снайперских винтовок калибров до 14,5 мм.

Не забудут и пулестойкие шины со специальным наполнителем, позволяющие нестись из опасной зоны на большой скорости. Серьезное внимание уделят и взрывозащите, она должна быть серьезно усилена. Климат-контроль машины может быть оснащен и системой фильтровентиляции и замкнутой циркуляции для защиты от химических и биоугроз. По некоторым оценкам, новый «лимуЗИЛ» будет стоить около 9 млн. рублей.

Лимузин будет оснащен всеми возможными средствами правительственной, в том числе спутниковой связи и системой навигации ГЛОНАСС. Будет в нем и выход на систему боевого управления стратегическими ядерными силами. Нельзя забывать и о средствах обеспечения комфортной деятельности – мягких сиденьях с хорошей амортизацией (на случай взрыва), холодильнике, баре, компьютерном терминале. Пассивная безопасность в членовозах, и так неплохая еще со сталинских времен, должна быть улучшена подушками безопасности и прочими современными средствами.

Получится ли на этот раз машина, на которой будет нестыдно ездить главе великой державы? При этом она не будет стоить по принципу американского истребителя «Рэптор» – тонна веса за тонну золота? Возможно, все опять уйдет в свисток и «освоение» финансирования. Редакция «АН» все-таки надеется, что получится, и будет следить за этим вопросом.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram