Аргументы Недели → Общество № 17(207) от 06.05.2010

Автономный кризис

, 19:45

За громким статусом – Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) – порой скрываются совсем не те структуры, которые прописаны в Законе 1996 года об их создании. Первые же недавние проверки Министерством юстиции этих организаций привели к приостановке деятельности 3 из 18 существующих ФНКА. И это только начало. Явные и тайные проблемы общественных объединений россиян по этническому признаку обсудили накануне майских праздников в комитете по делам национальностей Государственной думы.

В идеале ФНКА должны были стать организациями, где сограждане могли бы удовлетворять свои потребности в национально-культурном развитии, ну а если что не так, централизованно общаться на эту тему с властью. Ах, как это было бы удобно для последней! Но на практике все оказалось намного сложнее.

Национально-культурные автономии стали расти как грибы после дождя и почти сразу вступили в жесткую борьбу друг с другом за эксклюзивное право представлять интересы своего народа в диалоге с властью. И было за что бороться: с недавнего времени у этих структур появилась реальная законодательно закрепленная возможность припасть к госбюджетам разного уровня.

Сегодня в стране зарегистрированы 743 национально-культурные автономии. Впору порадоваться за расцвет этнокультурного развития народов России, но мешают социологи. Они ежегодно фиксируют рост межэтнической напряженности то в одном, то в другом регионе страны. Почему же местные национальные автономии не нормализуют ситуацию?

– Фактически в некоторых национально-культурных автономиях произошла приватизация организаций их лидерами. На деле они давно представляют лишь себя и близких родственников, но с трибун выступают почему-то от имени многотысячных национальных общин. Попираются элементарные демократические принципы: нет ни списков членов организации, ни протоколов избрания руководящих органов. С такой ситуацией мы столкнулись в Кемеровской области, – заявил Генрих Мартенс, президент ФНКА российских немцев.

О каком влиянии на общественную жизнь можно говорить, если часть организаций существуют лишь в списках Минюста? Вот и председатель комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций Сергей Попов констатировал:

– Если проверить существующие ФНКА на наличие действующих подразделений не менее чем в половине российских регионов – как это положено по закону, – то боюсь, только три из них смогут соответствовать федеральному статусу.

Похоже, и общество, и власть понимают: продолжать заниматься самообманом, полагая, что каждое из нынешних национально-культурных объединений положительно влияет на этнический климат в стране, – просто опасно. И вообще это странно – поддерживать какую-либо организацию только за то, что она декларирует правильные лозунги. Скорее в поддержке нуждаются конкретные проекты, способные изменить жизнь и межэтническую обстановку в стране к лучшему. И так ли уж важно, будет ли его осуществлять этнокультурная организация или обычная социально ориентированная некоммерческая организация? Главное – результат.

Но, судя по реакции участников круглого стола, отнюдь не все представители национальных организаций готовы так легко распрощаться со своим исключительным национальным статусом и начать работать по новым правилам, общим для всего гражданского общества страны. Член правления Ассоциации угро-финских народов России Александр Каминский всерьез предложил законодательно обязать крупные электронные СМИ передавать в распоряжение национальных организаций часть своего эфирного времени. Интересно, как отнеслись бы к такой форме этнического оброка собственники теле- и радиокомпаний?

Председателю комитета по делам национальностей Госдумы Валентину Купцову пришлось волевым путем прекратить все более накалявшуюся дискуссию. В результате круглого стола с участием более 100 экспертов на свет появились весьма конструктивные рекомендации по серьезному изменению Федерального закона «О национально-культурной автономии». Правительству страны настоятельно посоветовали в бюджете на 2011 год увеличить расходы на реализацию государственной национальной политики, создать эффективную систему проведения всероссийских национально-культурных мероприятий и мониторинга межнациональных проблем. Самим же национальным автономиям предложили соблюдать законы Российской Федерации, поменьше заниматься политикой, а вместо этого сконцентрировать усилия на «уставной» деятельности – сохранении национальной культуры, языка, обычаев и межкультурном взаимодействии.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram