Мемориалы, посвященные павшим в Великой Отечественной войне, есть в каждом российском городе, во многих поселках и деревнях. На большинстве из них установлена металлическая «звезда» Вечного огня. Однако на огромном количестве памятников Вечный огонь зажигают лишь по праздникам. Кое-где не зажигают вовсе.
Экономия на памяти
Мемориалы, на которых зажжен Вечный огонь, в России никто никогда не считал. До перестройки для открытия памятника было достаточно разрешения райкома. Проблем с финансированием «идеологически важные» мемориалы не испытывали. Сколько «звезд» горит в районе или области, в какую сумму обходится их содержание, местные руководители не задумывались.
После перестройки обязанность содержать мемориалы легла на муниципалитеты. Газовики отказались заниматься благотворительностью и потребовали платить за «голубое топливо». Чиновники в свою очередь начали массово отключать Вечные огни или переходить на разовые включения – в День Победы и День памяти и скорби (22 июня). Так, в Левокумском районе Ставропольского края, где в 40-е шли жестокие бои, после войны в 8 из 11 сельских поселений района создали мемориалы, на которых зажгли Вечный огонь. Сейчас постоянно действуют только два – в селах Левокумское и Величаевское. Почти во всех райцентрах Архангельской области Вечный огонь зажигается только 9 Мая и 22 июня. Горький список можно продолжать и продолжать.
Аргумент «Газпрома»
Как сообщили в «Газпроме», компания понимает значимость такого явления, как Вечный огонь, и с глубоким уважением относится к подвигу павших солдат. На протяжении последних лет «Газпром» по собственной инициативе оказывает финансовую поддержку мемориалам. Так, выделялись средства для многих воинских мемориальных комплексов, в том числе в городах-героях Новороссийске, Волгограде, Минске и других. Но иногда такую помощь оказать практически невозможно – балансодержатели Вечного огня либо неизвестны, либо являются коммерческими организациями, и «Газпром» по закону не может перечислять им пожертвования. В таких случаях изменить ситуацию можно только при активной поддержке местных властей.
«Газпром» – за патриотическое воспитание
«Невечность» огня чиновники объясняют по-своему. Например, в поселке Микулино в Руднянском районе Смоленской области Вечный огонь возле единственной местной достопримечательности – памятника шести героям-минерам, зажигают только два раза в год – в дни начала и окончания войны, когда там проходят торжественные митинги. Как объяснила заместитель главы района Валентина Потапешкина, администрация считает нерациональным поддерживать Вечный огонь постоянно, так как в поселке проживают всего 60 человек и в будни у мемориала никого не бывает. Видимо, чтить память павших в Микулино считают нужным исключительно в присутствии официальных делегаций.
В г. Онега Архангельской области Вечный огонь тоже зажигают только по праздникам. С одной стороны, для этого есть уважительная причина: в Онеге нет централизованного газоснабжения, а баллонный газ – дорогое удовольствие. А с другой…
«Честно говоря, после вашего звонка я впервые задумался о том, почему Вечный огонь не горит постоянно, – неожиданно признался корреспонденту «АН» первый заместитель главы администрации Михаил Макаров. – Денег на это уйдет не так много, технических сложностей быть не должно. Обязательно поставлю этот вопрос перед главой района!»
Не так оптимистично смотрит в будущее администрация г. Минеральные Воды. Оба мемориала, на которых установлен Вечный огонь, последние несколько лет бездействовали. Руководство города пребывало в уверенности, что газ для Вечного огня должен быть даровым и требовало от компании «Ставропольрегионгаз» бесплатного обслуживания мемориалов. В канун 65-летия Победы, устав «бодаться» с газовиками, муниципалитет все-таки нашел деньги. По словам руководителя отдела культуры г. Минеральные Воды Давида Коболия, средств хватит до конца года.
«Я уверен, что за газ мы платить не должны! – возмущается Коболия. – Что это за газовая держава, которая на Вечный огонь денег найти не может?»
«У нас нет такой расходной статьи, по которой мы могли бы бесплатно подавать газ на Вечный огонь! – парируют в компании «Ставропольрегионгаз». – Как мы перед Москвой отчитываться будем? Патриотическое воспитание – дело федеральных властей.
К счастью, в России есть мемориалы, которым повезло с «хозяевами». Например, Вечный огонь в г. Ухте (Республика Коми) не угасал ни на день. Администрация города заключила специальное соглашение с компанией «Комирегионгаз», которая обязалась финансировать мемориал в рамках программы социального партнерства. Нет «бюджетных» проблем у Вечного огня в Магнитогорске, где к памятнику подведена специальная труба от металлургического комбината, и за газ платит руководство завода. Даже в «лихие 90-е» постоянно горел Вечный огонь в г. Серове Свердловской области. Вывод прост: было бы желание, а деньги найдутся…
Активисты, вперед!
Как показывает практика, отучить местных чиновников от экономии на патриотизме все-таки можно. Правда, почти всегда это требует больших усилий. Так, в начале года на всю страну прогремела история с Вечным огнем во Владивостоке, который с 2006 г. почти не включали из-за поломки газотранспортной линии. Отчаявшись получить поддержку городской администрации, местный Комитет ветеранов объявил сбор средств на ремонт Вечного огня. Стариков, готовых отдать часть своей нищенской пенсии на воскрешение мемориала, показали все российские телеканалы, а в сети Интернет появился специальный сайт, посвященный «мертвому» памятнику. Благодаря поднятому шуму городские чиновники все-таки нашли средства на реконструкцию, и 9 Мая Вечный огонь зажгут навсегда.
Еще показательнее ситуация в Тульской области. Там состоянием памятников озаботились студенты. В январе 2008 г. они организовали специальный мониторинг и обнаружили на территории региона 38 неработающих «огней»! Особое возмущение вызвала ситуация в Киреевском районе. Его руководство выпустило нормативный акт на уровне муниципалитета. В нем было указано, что администрация обязана зажигать Вечный огонь на расположенном в районе Кургане памяти только в праздники. Активистам стало обидно за мемориал, под которым в братской могиле похоронены 500 человек.
Поняв, что уговорами и письмами толку не добиться, студент Тульского государственного университета, комиссар движения «Наши» Дмитрий Иванов зимой 2008 г. в течение двух суток, в метель и мороз, стоял возле «мертвого» мемориала с плакатом «Вечный огонь – не газовая горелка!». Потом к пикетчику пришли районные чиновники и объяснили, почему Вечный огонь нельзя зажечь навсегда. По их словам, на него надо тратить 300 тыс. руб. в год, а таких денег в муниципалитете нет. Иванов не поверил.
«Сумма в 300 тысяч рублей мне показалась подозрительно большой, – рассказал Дмитрий в интервью «АН». – Я обратился в компанию «Туларегионгаз» за разъяснениями. Там сказали, что за эти деньги можно всю зиму отапливать газом пятиподъездный восьмиэтажный дом. На поддержание Вечного огня в рабочем состоянии достаточно 22 тысяч рублей в год!»
Через некоторое время Вечный огонь зажгли. Но не на деньги муниципалитета, а на средства, собранные ровесниками Иванова на молодежном слете. Мысли о необходимости помнить о героях той страшной войны студентам оказались ближе, чем чиновникам. Через год район все-таки взял мемориал на свой баланс. Сейчас борьба за Вечный огонь в Тульской области продолжается: благодаря нажиму активистов возрожден мемориал в г. Плавске, ведутся переговоры о реконструкции Вечного огня в Богородицком районе.
22 тыс. рублей в год за газ для Вечного огня – столько стоит новое кресло для кабинета мэра маленького города, это плата за скромный фуршет, не самая крупная взятка. А еще – цена настоящего, непоказного патриотического воспитания. Но даже эту копеечную цену «стулодержатели» почему-то в большинстве случаев платить не готовы.