Нижегородская область – один из немногих регионов России, где в трудное кризисное время смогли не только сохранить промышленный потенциал, финансовую систему, но и добиться экономического роста, оставаясь привлекательной территорией для инвестиций. О секретах такой работы рассказывает Губернатор области Валерий Павлинович ШАНЦЕВ.
- Валерий Павлинович, прежде всего вопрос в преддверии юбилея Победы. И президент, и премьер пригрозили страшным наказанием тем, кто не исполнит Указ Президента РФ №714. А как решается вопрос с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны в Нижегородской области?
– Эту тему надо разделить на две… Первая – мы вели учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов войны по состоянию на 1 марта 2005 года. Тогда работало два условия: на учет ставится ветеран, у которого жилая площадь ниже нормативов (от 9 до 12 метров – в каждом муниципалитете по-разному) и доходы – ниже прожиточного минимума. Тогда большинство ветеранов не проходили по второй позиции, т.к. пенсии у ветеранов, инвалидов ВОВ были большие. Всех наших 811 ветеранов и инвалидов ВОВ мы жильем обеспечили. Но после поправки в закон «О ветеранах» второе условие было отменено, и ветеранов ставят на учет только по занимаемой ими площади. Ожидается, что их будет около двух с половиной тысяч. Мы готовы к такому процессу. Будем строить малоэтажные дома, которые быстро собираются. Наши ветераны уже живут в таких домах.
– Квартиры ветеранам передаются в собственность? Их дети могут наследовать жилье?
– Конечно. Но при условии, что ранее ветеран не участвовал в приватизации.
– Выступая с отчетом правительства в Госдуме, В. Путин много внимания уделил банковской системе и социальной поддержке в условиях мирового кризиса. Антикризисные меры правительства в Нижегородской области были реализованы?
– Регионы с развитым машиностроением, как наш, первыми испытали на себе кризисную ситуацию. В области нет ни нефти, ни газа, ни золота, ни других источников. Мы все делаем своими руками. Порядка 90% нашей промышленности – это обрабатывающие отрасли. А спрос на сложную машинно-техническую продукцию резко снизился. Оборудование всегда покупалось для инвестиций. Но банки практически перестали выдавать длинные инвестиционные кредиты, и поначалу мы резко упали в основных отраслях. По итогам 2009 года мы получили снижение индекса физического объема промышленного производства почти на 25%.
Но уже первый квартал этого года показал, что экономика набирает обороты. Пошли неплохие результаты практически во всех отраслях. По автомобилестроению прирост составил даже 50,7% по сравнению с провальным I кварталом 2009-го, то есть объем производства вырос в 1,5 раза. И как суммарный результат мы за первый квартал получили доходов 100,6% к уровню доходов первого квартала 2008‑го, докризисного года. А тот год был для нас по доходам самый лучший – 106 млрд. рублей. Такого не было никогда. Поэтому суммарно все отрасли – строительство, транспорт, потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство – все, кто платят налоги, сработали по финансовым результатам довольно неплохо. В апреле мы сохранили положительные темпы налоговых поступлений.
– В трудное время многим предприятиям удалось сохранить свой потенциал?
– Очень важно было сохранить трудовые коллективы и их компетенцию, то есть саму возможность дальнейшего развития. Банкротство допускали только там, где это было необходимо и раньше. Соединяя все антикризисные меры, разработанные правительством, и добавляя к ним свой потенциал, работали индивидуально с каждым коллективом независимо от отраслевой принадлежности. В конце 2008 года и весь первый квартал 2009 года спасали банковский сектор – кровеносную систему экономики. Если ее не спасти, экономика просто перестанет существовать.
– Потери среди банков были?
– Уцелели не только все федеральные филиалы. Нам удалось сохранить все региональные и даже муниципальные банки. И это дало свои результаты, на сегодняшний день депозитов на счетах населения больше, чем в докризисный период. Начинает подниматься потребительский спрос, а с ним и объемы кредитования, в том числе возрождается автокредитование, работают инвестиционные составляющие ипотеки.
– Кризисы всегда сопровождаются увольнениями. На рынке труда много безработных?
– В нашем регионе уровень безработицы гораздо ниже, чем в среднем по России. Мы начинали кризисный период с безработицей 0,5% от числа экономически активного населения, сейчас – всего 2%. У нас прошло 80 тысяч мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Тех работников, которые находились под риском увольнения, отправили учиться либо по той же, либо по смежной профессии. ГАЗ имеет очень хороший учебный центр. На автозаводе за все время были уволены 8 тысяч человек при общей численности на нижегородской площадке – 38 тысяч.
– На прошлой встрече на вопрос о судьбе «Волги» вы сказали: «Сделаем все, чтобы «Волга» и дальше выпускалась»…
– Автопром от кризисных явлений пострадал больше всего. В I квартале прошлого года объем производства был 19,3% от уровня I квартала 2008 года. Год они закончили уже на уровне 34,3%. Менеджмент на ГАЗе очень профессиональный – еще в августе 2008-го они почувствовали опасность и начали разрабатывать антикризисные меры. Поэтому в июле 2009 года при объеме выпуска около 7 тысяч автомобилей в месяц (до кризиса выпускали 12 тысяч) уже вышли на безубыточную работу. Каждый рабочий, каждый бригадир, начальник участка, смены, все инженеры, технологи, конструкторы – все имели недельное задание по экономии.
Когда покупали машины сотнями тысяч, никто не думал, почему потребитель платит за наши непроизводительные расходы. Теперь каждый на своем рабочем месте путем усовершенствования техпроцесса сокращал затраты. Сейчас, когда прошли кризисные времена, расслабляться нельзя. Наука экономить даст нам прибыль.
– Автокредитование было бы неплохим подспорьем.
– Оно возрождается. В прошлом году мы приняли меры по развитию потребительского спроса. Силами области поддержали программу по обмену старых автомобилей на новые, произведенные ГАЗом. Еще до решения правительства начали выдавать 50 тысяч. А в этом году – уже 100 тысяч.
– Ваша программа заменила федеральную?
– Если покупается автомобиль производства нижегородских автопроизводителей, а старый утилизируется, тогда льготы складываются. Со скидкой 150 тысяч «Волга Сайбер» хорошо пошла. Даже стали не успевать обеспечивать все заявки. Цена и качество совпали. Опускать цену ниже 16–20 тыс. долларов значило продавать себе в убыток. Если говорить о суммарной программе, то за I квартал мы по объему идем на 2-м месте после Москвы. 3300 заявлений на утилизацию – при значительно меньшем населении в нашей области по сравнению со столицей.
– Какова инвестиционная активность в других отраслях?
– Реализовать инвестиционные проекты желающих много. Могу сказать, что за это время мы освоили инвестиции в основной капитал – 700 миллиардов рублей. Из них – 1,7 миллиарда долларов – с иностранным участием. Это прежде всего строительство завода «Liebherr» по производству компонентов для строительной техники и авиакомпонентов.
Для того чтобы выйти из кризиса, нужно завоевывать новые рынки, а для этого нужно создавать новые мощности. В 2009 году у нас начали строить заводы очень серьезные фирмы: «Danfoss» – по производству теплового оборудования, французский «А. Раймонд» – крепежных изделий, «Lanxess» (Германия) – производство синтетических каучуков. Назову и международный технологический концерн «Шот», занимающийся выпуском стекла, «Андулин» (Франция) – фирма, которая экспортирует свои кровельные материалы по всему миру. В 2009 году инвестиции в основной капитал не снизились, а увеличились на 7%.
– Пока вы не назвали ни одной отечественной компании…
– Мы не делим инвестиции на российские и иностранные, на маленькие и большие. Наши отечественные инвесторы тоже очень серьезно работают. В мае будем закладывать камень в строительство мощнейшего предприятия по производству поливинилхлорида. А вокруг него при участии других компаний мы хотим сделать кластер по переработке полуфабрикатов из поливинилхлорида. В Выксе мы полностью освоили новый литейно-прокатный комплекс, который открывал В. Путин. Введен в эксплуатацию новый комплекс «Лукойла» по глубокой переработке нефти с качеством выпускаемого топлива Евро-5. Это серьезное развитие нашей налогооблагаемой базы.
– Не могу не спросить вот о чем: как решается вопрос с обеспечением жильем малообеспеченных граждан, то есть основной массы населения?
– Строительство жилья мы увеличиваем каждый год. Здесь нет кризисов. В прошлом году мы сдали жилья больше, чем в 2008 году. И сейчас идем выше уровня 2009 года на 5%. Если говорить о жилищном строительстве, то в основном оно идет на рынки реализации. Инвесторы строят и продают это жилье. Сейчас появилось несколько программ, которые работают на бюджет. Это прежде всего программы обеспечения жильем ветеранов, детей-сирот, переселение из ветхого фонда. Обеспечение жильем плановых очередников идет нормально.
– В Нижегородской области население уменьшается? Много людей уезжают?
– Когда я начинал в 2005 году, люди уезжали, потому что нет работы и были плохие условия проживания. Надо было создавать новые рабочие места. Платить нормальную зарплату. А чем выше производительность труда, тем выше зарплата. И мы много сделали в этом направлении. Заключили на три года договор о содружестве с префектурой Мияги (Япония). Почему мы это сделали? Чтобы люди познакомились с приблизительно таким же регионом, как и Нижегородская область. Там проживают 2 миллиона 800 тысяч человек, у нас – 3 миллиона 300 тысяч. Как и у нас, нет ни нефти, ни газа, ни золота. Основа экономики – обрабатывающая отрасль. От столицы префектуры (г. Сэндай) до Токио – 390 км. От нас до Москвы – 400 км.
– Впрямь как Нижний Новгород…
– Да, но на этом все признаки схожести заканчиваются. Если там продолжительность жизни – 86 лет, то у нас – 64. У них средняя зарплата 10 тысяч долларов, у нас – 300.
Но самое главное отличие – это то, что их ежегодный внутренний региональный продукт составляет 75 миллиардов долларов, а у нас 20 миллиардов. То есть каждый нижегородец работает в 4 раза менее эффективно, чем японец. А потому у них все социальные показатели выше. Больше ресурс. Каждый человек, получая больше денег, может удовлетворять свои потребности выше, больше покупать и оплачивать услуги. Тем самым поднимая спрос, а вместе с ним и всю экономику. Большие зарплаты и большие прибыли предприятия в целом увеличивают поступления средств в казну в виде налогов. Представляете, если бы сейчас увеличить у нас производительность в 4–5 раз, мы бы в области такого понастроили, что все диспропорции в развитии разом бы исчезли!..
– Японских управленцев не хотели бы к себе пригласить?
– Да они у нас работали. Специалисты консалтинговых структур «Тойоты» и «Асахи Глас» – известного производителя автомобильного стекла. Так вот они говорили: «С вашими работать легко – на лету все схватывают. Еще и нас начинают учить, указывая на ошибки в наших технологиях». У нас высокий образовательный уровень – и базового среднего образования, и высшей школы. И нечего страдать, что мы ничего не можем. Мы все можем! Только модернизацию, о которой много говорят, надо так провести, чтобы у людей в руках оказался современный мощный инструмент и передовые технологии, что даст высокую производительность труда и высокое качество.
– И как к этому прийти?
– Надо двигаться в двух направлениях. Первое – развернуть эмиграцию в обратную сторону. Второе – создать благоприятное жизненное пространство в любом городе, в любом рабочем поселке. Чтобы человек на своей малой родине мог полностью реализовывать свои потребности в образовании, культуре, медицинском обслуживании, спорте, не уезжая ни в какие столицы.