> Жизнь - копейка - Аргументы Недели

//Общество

Жизнь - копейка

28 апреля 2010, 14:37 [«Аргументы Недели», Владимир ДОНСКОЙ ]

В период кризиса наемные работники еще больше стали страдать от произвола работодателей. Трудовое законодательство нарушается сплошь и рядом. Об охране труда владельцы компаний вспоминают только, когда случится беда, да и то стараются обвинить во всем пострадавших работников. К сожалению, профсоюзы не всегда активно защищают интересы рабочих в части создания безопасных условий труда на рабочих местах. Одна из таких типичных ситуаций произошла на Воскресенском заводе минеральных удобрений.

Некогда передовое предприятие химической отрасли, входящее ныне в состав холдинга «Уралхим», погрязло в долгах и судебных тяжбах и не способно обеспечить безопасный труд на своем производстве. Отсутствие  элементарных условий охраны труда в марте этого года привело к гибели работника завода Романа Исаева. Руководство компании отказалось признать свою ответственность, посмертно обвинив в случившемся самого рабочего. Задним числом погибший был объявлен пьяным, за смерть которого владельцы завода не собираются платить компенсацию. Родные погибшего возмутились таким поворотом трагедии и подали на компанию в суд, требуя возмещения морального ущерба в размере 30 млн. рублей.

Беда  в дом Исаевых пришла перед женским праздником 8 марта. Утром 7 марта Лариса Исаева ждала сына, который почему-то задерживался с ночной смены. Не дождалась. В 10 утра по телефону ей сообщили страшную весть о гибели на рабочем месте сына Романа.

На самом деле трагедия случись еще в полночь. Помощник машиниста Роман Исаев, как следует из заводского акта о несчастном случае, по рации подал команду машинисту маневрового поезда переместить железнодорожный состав, сообщив, что доберется до точки назначения пешком. Однако затем, Исаев изменил свое решение и решил якобы проехать часть пути на площадке 64-тонного вагона марки «хоппер». Сообщается, что при посадке в вагон он сорвался со ступени и всей нижней частью тела попал под колеса. В таком именно состоянии, практически уже без ног поммашиниста протащило до полной остановки состава. При этом жутко пострадавший все время держался за поручни. И при этом находился в сознании.

Материалами проверки подтверждается, что беда случилась 7 марта в промежутке с 23.45 до 00.10 минут. Это подтверждают работавшие в ночную смену рабочие и отражено в протоколе опроса свидетелей. А в акте записано, что ЧП случилось в 00.30 минут. То есть ровно в тот момент, когда в городскую станцию скорой помощи поступил звонок с химзавода. На самом деле, все сначала ждали распоряжения руководства, чтобы вызвать «скорую помощь». Потом все ждали, когда охрана пропустит ее на территорию предприятия. А изувеченный Исаев все это время истекал кровью, перенося ужасные страдания без оказания какой-либо первичной помощи. Нет сил описывать поставленный диагноз и состояние смертельно травмированного. Заметим, лишь, что медики в своем акте исследования указали, что запаха алкоголя у Исаева нет. Нерасторопность «ответственных» сотрудников ВМУ не оставила медикам шанса на спасение пострадавшего. Роман был доставлен в больницу лишь в 1.15 в состоянии агонии, примерно через полчаса была зафиксирована его смерть.

На момент поступления в больницу у пострадавшего был обнаружен мобильный телефон, вся информация с которого, включая записи о входящих и выходящих звонках, была кем-то удалена. Родные погибшего подозревают, что это было сделано кем-то намерено, чтобы скрыть точное время трагедии.  

В канун похорон Исаева на заводе объявили, что погибший был пьян, что и было зафиксировано в акте о несчастном случае на производстве руководством ВМУ. И не просто пьян, а якобы в стельку, как если бы железнодорожник перед самой гибелью принял на грудь целую бутылку водки. То есть, во всем виноват сам погибший и никакого ему сострадания. Однако все, кто присутствовал на месте ЧП, в том числе машинист поезда, с которым Исаев общался за минуту до трагедии, в один голос заявили, что поммашиниста был трезв. Запись об отсутствии признаков алкогольного опьянения есть и в карте вызова скорой помощи. Об отсутствии запаха алкоголя записал впоследствии и судебно-медицинский эксперт. Сейчас по ходатайству родных погибшего образцы крови Исаева изъяты и направлены на повторную экспертизу.

В этой трагической истории много странного. Ведь ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» по закону считается  предприятием повышенной опасности. Работники  цеха железнодорожного транспорта проходят обязательную проверку на наличие алкоголя. Перед началом смены Исаев был обследован и признан абсолютно трезвым. Кроме того, по закону на опасном предприятии в ночную смену владельцы обязаны организовать дежурство в медпункте. Ничего подобного на ВМУ давно уже нет. Видимо, решили сэкономить на круглосуточной работе медиков. Более того, у машиниста не было даже самой обычной аптечки, без которой выезд локомотива на линию вообще запрещен. По этой причине Исаев просто умирал, истекая кровью, у всех сочувствующих на глазах.

В исковом заявлении в суд мать и сестра погибшего на работе со слов очевидцев утверждают, что сразу после ЧП сотрудники предприятия  доложили о происшедшем своему руководству и лишь, потом, получив разрешение, вызвали скорую помощь. Видимо, владельцы химзавода завели на предприятии свои порядки, если без их команды даже медиков на помощь нельзя позвать, случись на ВМУ беда.

О том, что химкомбинат представляет собой опасный для жизни объект, предупреждал Ростехнадзор, который потребовал «приостановить работу опасных производственных объектов, эксплуатируемых с нарушениями, создающими угрозу для жизни и здоровья людей».  Похоже, что с того времени на предприятии мало, что изменилось. Если не считать, что холдинг «Уралхим», в который входит ВМУ, безнадежно погряз в долгах, которые по данным СМИ превысили 2 млрд. долларов. В такой ситуации владельцы экономят на всем, даже на здоровье и жизни своих работников. Правда, на этот раз родные погибшего поммашиниста, оскорбленные поведением менеджмента компании, решили наказать их рублем. Чтоб впредь не повадно было, оскорблять память умерших.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте