Аргументы Недели → Общество № 15(205) от 22.04.2010

Будут ли дети интеллигентными?

, 16:16

Хотим ли мы видеть наших детей интеллигентными? Или только богатыми? Этот вопрос поставили ребром писатель Даниил Гранин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий, создавшие в свое время вместе с Дмитрием Лихачевым Конгресс петербургской интеллигенции. И решили позвать старшеклассников России на Лихачевские уроки.

Как очень точно заметил однажды директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Дмитрий Сергеевич Лихачев продолжает жить в нашей памяти не только потому, что мы помним и будем помнить его имя и труды, но и потому, что все им сделанное должно иметь продолжение и результаты.

– Без распространения в молодежной среде знаний о научном и нравственном лихачевском наследии, быть спокойным за будущее состояние российского общества не получится, – убежден академик Александр Запесоцкий. – Поэтому мы с коллегами по Конгрессу и придумали особую форму популяризации этого наследия, имеющего непреходящую ценность для нашего Отечества, среди юношества.

И вот на днях в Гуманитарном университете профсоюзов стартовали «Лихачевские уроки в Петербурге», поддержанные главами субъектов Российской Федерации. На самый первый из них прибыли 136 старшеклассников – от 8-го до 11-го классов, живущих и образовывающихся в разных концах России: как в региональных культурных центрах – Рязани и Ульяновске, Уфе и Южно-Сахалинске, так и в городках Приморского края, Мурманской, Костромской и Белгородской областей – Арсеньеве, Полярном, Шарье и Короче. Глубинка глубинкой, а имя и дела академика Лихачева «любезны народу» и там – ведь «чувства добрые» он пробуждал своим словом у соотечественников повсюду.

Провести пять незабываемых дней в Петербурге, познакомиться с историей его создания, осмотреть архитектурные ансамбли парадного центра некогда имперской столицы, полюбоваться набережными Невы, Мойки и Фонтанки, побывать в самом первом строении Петербурга – домике Петра I, в Эрмитаже, Исаакиевском и Казанском соборах, Русском музее, Петропавловской крепости, Кунсткамере, подняться на борт крейсера «Аврора», прогуляться по Невскому проспекту и Дворцовой площади, увидеть спектакли знаменитых петербургских театров – уже столько это способно стать одним из главных событий в жизни любого молодого человека из провинции.

– Но предоставлением старшеклассникам уникальной возможности получить неповторимые впечатления, хотя, конечно, и способные дать мощный толчок развитию их творческих способностей и дарований, живого интереса к истории и культуре своего народа, замысел «Лихачевских уроков в Петербурге», разумеется, не исчерпывается, – обращает внимание Александр Запесоцкий. – Главное все же – коллективное осмысление увиденного и дискуссии школьников со знаковыми фигурами петербургской интеллигенции о судьбах России.

На самый первый урок в гости к ребятам пришел один из таких людей – сподвижник Дмитрия Лихачева в заступничестве за русскую культуру, оттесняемую порой на обочину жизни в погоне за чистоганом, писатель Даниил Гранин. А высокую ноту последовавшему затем проникновенному разговору патриарха русской литературы с юными гостями культурной столицы задал новый документальный фильм о Лихачеве, созданный, кстати, здесь же – в Гуманитарном университете профсоюзов, почетным профессором которого был Дмитрий Сергеевич. Недаром, выступая по окончании картины, которую он счел весьма удачной, Даниил Гранин, тоже почетный профессор СПбГУП, вспомнил один из полученных им самим уроков Лихачева. Даниила Александровича как-то еще в 90-х пригласили выступить в Эстонии, но она, по обыкновению, в очередной раз проявляла недружественность к России, и Гранин, больно задетый этим, отказался. А вот Лихачев на аналогичное предложение, как оказалось, откликнулся и, несмотря ни на какие эскапады официального Таллина, туда съездил.

– «Как же я мог не поехать?!» – сказал он мне при очередной нашей встрече с некоторым недоумением, – вспоминает Гранин. – «При всех особенностях политики эстонских властей там же наверняка есть люди, которым мое слово нужно, они его ждут! И я поехал и выступил перед ними». А ведь верно! Поэтому и я потом тоже поехал и тоже выступил – перед теми, кому был интересен, – заключил Даниил Александрович.

Когда после встречи я разговаривал с ребятами из города Шарья Костромской области, которых привезла учительница истории 4-й школы Татьяна Соколова, они мне признались, что из всех услышанных на Лихачевском уроке рассказов Гранина этот произвел на них наибольшее впечатление. Они, хоть и молоды, поняли – надо во всем идти от потребностей реальной жизни, а не от собственных умозрительных представлений.

– В разработанной нами программе в течение нынешнего года примут участие, как ожидается, около двух тысяч школьников страны, – сказал мне по окончании первого Лихачевского урока Александр Запесоцкий. – По мнению руководства Конгресса петербургской интеллигенции, наш удивительный город, создававшийся силами всей страны, должен именно так отдавать «культурные долги» новым поколениям россиян. Чтобы интеллигенции в стране становилось больше.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram