В начале апреля в Москве, в спорткомплексе Университета приборостроения и информатики прошла очередная Спартакиада по борьбе самбо среди воспитанников детских домов и школ-интернатов на призы заслуженного мастера спорта, пятикратного чемпиона СССР, доктора технических наук профессора Евгения Глориозова. Спартакиада проходит уже шестой раз, и с каждым годом ее география и состав участников только расширяются.
Спринтерский забег с профессором
В этом году в Москву приехали более трехсот мальчишек и девчонок из пятидесяти городов - от Мурманска до Находки. Без призов и ценных подарков и в этот раз не остался никто из участников, но, как твердо убежден сам профессор Глориозов: «медали в этом деле далеко не главное».
За два дня до Спартакиады Евгений Леонидович потратил энергии едва ли не больше всех тех, кто в это время боролся за призы его имени. Остановить его даже для короткого разговора было делом абсолютно невозможным. Поэтому пришлось обмениваться вопросами и ответами, что называется, на бегу. «Поймите, я сам детдомовский. Так получилось. Во время войны братья ушли на фронт, мама серьезно заболела, и я вынужденно оказался в детском доме на три года. Поэтому очень хорошо себе представляю, что этим ребятам нужно. И то, что в моих силах, стараюсь делать».
В этот момент Евгений Леонидович отвлекся на то, чтобы показать одному из самбистов, который только что проиграл, в чем была его ошибка. Объяснение превратилось в короткую лекцию. Профессор, даже если он и самбист, все равно профессор. Далее последовал короткий разговор по телефону, во время которого собеседнику были даны четкие указания, кого и когда выписывать из гостиницы и на каком транспорте добираться до вокзала. Затем Глориозова остановил кто-то из судейского аппарата, и разговор зашел о предстоящей церемонии награждения. Вопрос профессору о том, почему на Спартакиаде разыгрываются призы имени его самого, отпал сам собой.
На этой Спартакиаде Евгений Леонидович полновластный хозяин. «Идея таких состязаний мне пришла в голову лет семь назад. Не удивляйтесь - во сне. Потом, уже проснувшись, начал соображать, кто и в чем сможет помочь. В своих товарищах по спорту и университету я не сомневался. Сумел убедить и людей, обладающих финансовыми возможностями. Поначалу было сложно. Но сейчас мы стали умнее и опытнее. Смотрите, в кризис привезти, разместить, накормить, развлечь (многие впервые оказались в Москве), отправить восвояси больше трехсот человек - я думаю, это неплохая работа. Но самое главное в том, что процесс этот не остановить».
Зачем мне все это?
И во время церемонии награждения профессор был нарасхват. Среди тех, кто вручал медали, были люди в генеральских погонах, однако получить свой приз каждый хотел именно из рук Глориозова, а отказать у него почему-то не получалось. Спартакиада вроде бы закончилась, а Евгений Леонидович продолжал теперь уже посторганизационные хлопоты. «Знаете, в одном из детских домов под Мурманском есть мальчишка, который пару лет назад оттуда убежал. Вообще-то он приезжает уже не на первую свою Спартакиаду. А тогда добрался до столицы, где-то здесь попрошайничал, но к весне обратно вернулся. Когда его спросили - почему? - он ответил: «Ну как же, скоро спартакиадный турнир, а я в команде». Это к вашему возможному вопросу о том, зачем я всем этим занимаюсь».