Аргументы Недели → Общество

Забывая про главное

, 23:00

Конечно, когда учителя пишут президенту, хочется быть на стороне учителей. Но что-то в их обращении серьезно настораживает. Вот оно: страх перед тем, что образование будет разделено на «элитное» и «обычное», что доступ к дополнительному образованию получат только те дети, родители которых будут платить за это образование.

То есть, еда, медицина, одежда, отдых, вагоны в поездах и самолетах, как выясняется, даже правила движения на дорогах - всенепременно делятся на элитные и обычные, а образование будет общим? Значит, взрослые люди весь мир для себя на VIPовский и не VIPовский поделят, а детям своим скажут: вы пока маленькие еще, живите про социализме? Кто верит, что такое может быть? Выйдите из класса, фантазер. Я не хочу вдаваться в спор: хорошо такое деление или дурно, оно просто уже есть, как реальность, и думать, мне кажется, надо над тем, как эту реальность лучше организовать.

Богатый человек, по-прежнему, вызывает у нас не уважение, а недоверие или пренебрежение. То ли дело бедный - его, конечно, надо жалеть, почитать, уважать. Между тем, богатый человек зарабатывает свои деньги, в первую очередь, для того, чтобы дать образование своим детям. Так повелось веками. Необходимость дать своему ребенку образование всегда была мощнейшим стимулом для его родителей. Может быть, главным стимулом. Другой вопрос, что надо продумать, как сделать так, чтобы талантливые дети из необеспеченных семей имели возможность проявить свой талант. Но отнимать у родителя возможность дать деньги на лучшее образование... Какая-то странная логика. Услышав такое, хочется спросить: а у нас социализм-то кончился или как? Почему мы по-прежнему продолжаем унижать людей, которые сумели заработать деньги и хотят с их помощью дать своему чаду хорошее образование?

Равенство не бывает в богатстве: равны всегда нищие. Неужели учителям больше нравится, чтобы всем давалось по чуть-чуть, чтобы опять никто не высовывался? Как там в школе говорят? Повторение пройденного?.. Оно бывает очень вредным, по-моему.

Но вот, что меня лично тревожит более всего. На протяжении многих лет мы ведем острые, принципиальные и проч. и проч. дискуссии про образование, которые самого образования не касаются вообще. То бесконечно обсуждали ЕГЭ: то есть, не как получать знания, а как оценивать. То с пеной у рта спорили - является ли Сталин хорошим менеджером, как написано в учебнике истории или тираном:  то есть, дискутировали по поводу тридцати лет в мировой истории. То про то вводить православие в школу или нет - то, есть про один предмет. Теперь вот - письмо учителей...

А учителя не хотят написать президенту письмо про то, что у нас в XXI веке в школе по-прежнему не учат размышлять, а учат зубрить? Или про систему оценок... Ведь оценка как бы приучает ребенка думать о том, что он учится для кого-то, а не для себя самого. Почему мы оценки ставим только в учебных заведениях, а больше никогда и нигде? Почему мы своим детям доверяем меньше, чем самим себе? Или про то, что ребенок, который выбрал свое призвание в 5-6 классе, дальше вынужден получать огромное количество совершенно ненужных знаний, вместо того, чтобы всерьез заниматься тем, чему собирается отдать жизнь? Да и вообще, в конце концов, так ли уж мы твердо убеждены в том, что у нас есть хорошая система образования, или все-таки прав Михаил Михайлович Жванецкий, когда говорит: всем хороши школа и институт, только вот школа не готовит к институту, а институт - к жизни. А в остальном все чудесно.

Может, пора уже про самое главное поговорить? Про основу, про фундамент, а?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram