Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 8(198) от 04.03.2010

Провинциальная коллекция

, 20:01

Отечественная культура без провинциальной «подпитки» вряд ли бы состоялась. Уральский городок Воткинск дал миру Чайковского. На Орловщине прошли детство и юность Тургенева и Бунина, в Казани появился на свет Шаляпин. В заштатных, казалось бы, городах возникают уникальные хранилища произведений искусства.

Настоящий культурный шок испытываешь в Пермской картинной галерее, где висят холсты П. Субботина-Пермяка, И. Остроухова, А. Корина, В. Попкова, А. Дейнеки и других мастеров. Познакомиться с изобразительным искусством современной многонациональной российской провинции можно до середины марта в Московском доме национальностей, где открылась выставка произведений живописи, графики, фарфора и бронзы из собрания семьи Зориных.

- Моя семья жила в 11 городах, и везде я знакомился с живописцами, бывал в мастерских, - рассказывает Владимир Зорин, экс-министр по делам национальностей России, а ныне зам. директора Института этнологии и антропологии РАН. - Основной «массив» собрания сложился в конце ХХ - начале ХХI века, в трудные для художников времена. Многие работы мне дарили друзья, коллеги, сами художники. Так что у каждой картины - своя история. Сейчас в коллекции 450 произведений 320 художников. Эксперты Дома национальностей отобрали 130 работ. Так получилось, что в собрании преобладают пейзажи, портреты, натюрморты. Стилистика произведений различна: есть добротные реалистические работы вроде полотен замечательного художника из города Кимры Ю. Рылеева и рядом - «наивные» работы его земляка А. Колосова из Калязина; есть авангардистские произведения, словом, все течения, что характерны для многообразного российского искусства.

- Какими критериями вы руководствуетесь в собирательстве: тематическими, жанровыми или иными?

- Критерий один: художник и место. То есть иногда важно не только качество живописи, а чтобы были представлены тот или иной регион страны, та или иная национальная школа. Коллекция дает представление о художественных школах Мордовии, Чувашии, Татарстана, Закавказья. Яркие примеры национального искусства - диптих «На Югане» Г. Райшева из Ханты-Мансийска; полотна чеченского художника А. Асуханова; пейзаж «Столовая гора» М. Келехсаева из Владикавказа; бурятский пейзаж Д. Дугарова. Так что помимо «географии» выставка знакомит с национальным многообразием современного изобразительного искусства России.

- Как же вам удается размещать дома такое количество полотен?

- Дело в том, что коллекция эта семейная, а семья у меня большая: четверо детей, четверо внуков. Искусствоведов среди них нет, увлечение живописью - из разряда хобби. В столичном Доме национальностей это уже вторая выставка, до этого часть коллекции демонстрировалась в Нижнем Новгороде, Липецке, Кимрах. Хочется, чтобы как можно больше людей познакомились с искусством многонациональной российской провинции.

...Произведения живописи и графики семьи Зориных никогда не собирались именно как коллекция, не являлись тем более предметом купли-продажи. И хотя в собрании нет имен мэтров вроде Глазунова, Нестеренко, Шилова или Церетели, общий уровень работ очень высок.

- Желаю всем коллекционерам, - сказал в завершение встречи Владимир Юрьевич, - не бегать по сомнительным выставкам в попытке отыскать раритет, а собирать вещи современных художников, почаще заглядывать в их мастерские. Это и будет настоящая поддержка отечественного национального искусства!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram