Аргументы Недели → Общество № 8(198) от 04.03.2010

Главное оружие русской женщины

, 17:05

К 8 Марта подарки женщинам готовят не только мужчины, но и телеканалы. «Культура» подготовила один из самых волнующих - четырехсерийный цикл «Терпкая тайна», посвященный истории мировой парфюмерии, который стартует в телеэфире 9 марта. Раскроет эту тайну дамский любимец, историк моды, а теперь еще и парфюмерии Александр ВАСИЛЬЕВ...

Не хватает традиций

- Почему вас заинтересовала парфюмерия и насколько важно знание ее истории для понимания эпохи?

- Очень важно. Обычаи применения душистых веществ пришли с Востока и постепенно распространились по миру. В Египте из-за сухого и жаркого климата средства применялись для смягчения кожи. Оттуда традиции парфюмерии пришли в Грецию. Через Элладу, являвшуюся для римлян источником культуры, парфюмерия проникла в Рим, где достигла особого расцвета. Благодаря торговым отношениям с Востоком косметические и парфюмерные средства появились в Европе, прежде всего во Франции. Она была самой «пахучей» страной в то время. В России парфюмерная промышленность зародилась очень поздно, в начале XIX века. Наша страна вообще никогда не была законодательницей парфюмерии, русские модницы предпочитали духи, привезенные из Парижа. Да и за первыми парфюмерно-косметическими фирмами, появившимися в России - «Брокар», «Ралле», фабрикой Остроумова, - стояли французы.

- Почему наши духи не смогли завоевать мир моды?

- Российская парфюмерная промышленность звезд с неба не хватает. Нигде в мире вы не увидите в продаже ни одной марки отечественных парфюмеров. Вы с легкостью найдете японскую, итальянскую, французскую и американскую продукцию, массу сопутствующих товаров из Испании, Бельгии и Великобритании. Но, к сожалению, ни один из российских производителей не завоевал такого доверия. Это вопрос престижа. Я могу это связать с недостатком опыта отечественных парфюмеров и отсутствием истории. Представьте себе - старейшую российскую фабрику «Брокар» переименовали в «Новую зарю». Отечественные производители даже не смогли адекватно перевести собственное название. И из «Новой зари» получилось Nouvelle Etoile, что переводится как «Новая звезда». Это не греет душу. Уверен, что мало кто из женщин готов покупать изделия фабрики «Свобода». Это совершенно незвучные названия. Несомненно, у них есть своя история, уходящая корнями в далекое дореволюционное прошлое. Но это не главное в мире моды. Русская парфюмерия пока недостаточно привлекательна в глазах европейцев, да и нас самих. Я думаю, что завоевание мирового рынка осложнено еще и тем, что любая парфюмерная продукция обозначает сферу люкса. А Россия сегодня не связана с элитными парфюмерией и косметикой. Не в смысле - не потребляют или не разбираются. Наоборот, именно русские потребляют до 27% мирового люкса. Но сами его не производят. Мы не можем похвастаться российскими брендами, за которыми бы гонялись во всем мире. Отсутствуют марки автомобилей, мебели, меха, шампанского или духов, с которыми было бы связано представление о русском люксе. Но это не значит, что мы должны опускать руки, скорее, нужно подтолкнуть людей в эту сторону.

Мы не можем зацикливаться на том, что у нас есть духи «Красная Москва». Прекрасный и замечательный запах, но он был создан так давно, что уходит корнями в эпоху Николая II, когда он назывался «Любимый букет императрицы». Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Что представляла бы собой французская парфюмерная промышленность, если бы французы постоянно говорили: «У нас есть Chanel №5. Нам больше ничего не нужно»? Это было в 1921 году, и с тех пор французские парфюмеры создали много новых ароматов. А что создали наши?

Русский секрет

- Помечтаем, что русская парфюмерия добилась признания в мире. Как должны «звучать» духи современной России?

- Слово «должен» неприемлемо в моде. Все строится на разнообразии. Самое ужасное, когда начинают копировать французские, итальянские или английские запахи. А часто именно так и происходит: фирмы принимают заказы и создают ароматы, напоминающие уже существующие. Нужно создать свой собственный «нос». В России столько потрясающих тем, которые могли бы дать идеи для новых запахов и ароматов, - музыка Игоря Стравинского и Петра Чайковского, балеты Сергея Дягилева, живопись Казимира Малевича, сочинения Достоевского или Пушкина. А русская кухня! Снег, горы Урала, озера Сибири. Посмотрите, сколько всего предлагает российская история. Нужно только мыслить творчески и иметь большой кругозор. Когда широта запахов ограничена, они становятся банальными и неинтересными и из разряда парфюмерии переходят в разряд одеколонов.

- Коко Шанель любила повторять: «Женщина, не пользующаяся духами, не имеет будущего». Упомянутые вами духи Chanel №5 стали легендой модной индустрии. В чем, на ваш взгляд, их секрет?

- Своим появлением эти духи обязаны московскому парфюмеру Эрнесту Бо. Во время работы он постоянно вспоминал Россию. Во время Гражданской войны полк, в котором служил Бо, был расквартирован на Кольском полуострове, возле озера Константиновское в Мурманской области. Запахи озер и травы, излучающие особую свежесть, легли в основу духов Chanel №5. В них смешаны как химические компоненты, так и натуральные масла. Революционная по тем временам смесь химии и природы подарила женщинам такой незабываемый запах.

- По легенде, Коко Шанель попросила господина Бо создать «аромат, который пахнет Женщиной». Оправдано ли разделение ароматов на мужские и женские или все-таки победит унисекс?

В прошлом это было обязательным, сейчас такое разделение условно. Сегодня мы не можем даже с уверенностью сказать, существуют ли мужские и женские прически. То же и с одеждой. Унисекс настолько прочно вошел в нашу жизнь, что многие из базовых вещей гардероба - футболки, рубашки, свитера, пиджаки - выпускаются без определения пола. Точно такая же ситуация с сумками chanel и головными уборами. Ушанки этой зимой в Париже носили все: и юноши, и девушки. Мода сейчас делает новый поворот в сторону сближения полов. Все это отражается и на парфюмерии в том числе.

Забыть все

- На каждом историческом этапе мода возвращается к мотивам ретро. Существуют ли ретромотивы в парфюмерии?

- Конечно. Например, сегодня в моде актуальны восточные мотивы. Что бы ни создавали парфюмеры, это будет возвращаться, как и пряные запахи корицы, лаванды и мирры.

- Каким ароматам отдаете предпочтение вы?

- Мой последний фаворит - старинные духи XVII века «Вода венгерской королевы».

- Ваша знаменитая модная коллекция собиралась по крупицам. Подозреваю, что за какими-то редкими вещами приходилось, что называется, охотиться.

- Охоты в привычном понимании не было. На Западе большинство ароматов можно легко приобрести, даже если они вышли из употребления. Например, через ebay, крупнейший аукцион в интернет-пространстве. Там можно приобрести даже запахи от главного законодателя парижской моды 1910‑х годов Поля Пуаре. Он был первым модельером, который стал создавать брендовые духи. Главное, не отчаиваться: кто ищет, тот всегда найдет!

- Как вы думаете, какие ароматы никогда не выйдут из моды?

- Я вынужден вас огорчить, но такого не бывает. Особенность моды в том, чтобы забыть, что было сделано раньше, и создать нечто новое. Я вас уверяю, что забывается абсолютно все. Кто сейчас помнит духи Шарля Ворта или Люсьена Лелонга? Практически никто.

- Какие страны сегодня наиболее требовательны в выборе ароматов?

- Думаю, что как раз Россия в числе первых. Женщин в нашей стране по статистике больше, чем мужчин. Им приходится бороться за личную жизнь и карьеру. Конкуренция между женщинами у нас гораздо ожесточеннее, чем во многих других странах. Там им часто все равно, как они выглядят и будут ли на них обращать внимание мужчины. В России женщина считает, что муж - это каменная стена, за которой она расцветет. И поэтому многие россиянки хотят придать себе, простите за сравнение, «товарный вид». Это не всегда хорошо. Россия - страна «тюнингованных блондинок», которые идут на многие безрассудные поступки. Многие девушки думают, что обилие косметики и минимум одежды сделает их более привлекательными в глазах мужчин. Духи - такое же секретное оружие русской женщины. Особенно, если она умеет им пользоваться.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram