Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Издержки воспитания, или крах системы?

, 16:20

ЧП в ижевской школе-интернате № 2, произошедшее в последний день января, всколыхнуло не только нашу республику, но и без преувеличения всю Россию. Дело взял под личный контроль Президент РФ Дмитрий Медведев. Ижевск волею судьбы стал первым городом, который посетил в новой роли уполномоченного по правам ребенка известный правозащитник Павел Астахов.

 Шок по-ижевски

«Работа по усыновлению, с семьями патронатными практически не ведется в отношении этого интерната, - заявил он. - Хотя общая статистика по Удмуртии достаточно неплохая, в республике как раз более-менее все в порядке в этом направлении. Тут и было наше удивление - вроде бы во вполне благополучной республике такое ЧП»

Между тем, инцидент, когда 12 воспитанников школы-интерната пытались перерезать себе вены, стал далеко не первым в истории учреждения, снискавшего за годы работы скорей дурную славу. В начале 2009 года здесь имел место факт избиения воспитанника двумя воспитателями. Решением суда воспитателям не запрещалось работать в интернате, однако, по требованию прокуратуры, они были отстранены от работы с детьми. В итоге одного из уже бывших воспитателей уволили, а второго перевели на должность по ремонту зданий. По мнению Прокурора УР Сергей Панова, вполне возможно, что именно это обстоятельство могло послужить мотивом для бунта. Всего, по словам прокурора, за 2008-2009 годы поступило три обращения о нарушении прав детей в этом интернате. Тогда же были зафиксированы случаи самовольного ухода детей из интерната.

На этот раз все было и проще, и сложней. Сначала подростки под руководством подвыпившего зачинщика, 17-летнего Артура Рубинчикова резали провода видеокамер и пожарной сигнализации, затем начали бить окна, ломать мебель. После этого в туалете пытались перерезать вены. «Пока рано говорить, что это было - попытка суицида или просто массовые волнения - пусть оценку дает следствие, - говорит Павел Астахов. - Очевидно, что присутствовало массовое хулиганство..., и не забывайте, что возбуждено еще одно уголовное дело по признакам халатности в действиях руководителя данного учреждения. Кто ответит за халатные действия - это вопрос к следствию».

В данный момент обстановка вокруг школы-интерната накалена до предела. Работники самого учреждения состояние, в котором пребывают, окрестили не иначе, как «шоковым». «По три проверки в день бывает, - говорит исполняющая обязанности директора Ирина Пичугина, -  с трудом выдерживаем». Хотя в целом обстановку в самом интернате оценивает, как нормальную. «Учебный процесс идет обычным порядком», - говорит она.

Отстраненный директор

«Воспитанный, умный, интеллигентный человек», - так отозвались об отстраненном директоре школы-интерната Дмитрии Гаврикове и Ирина Пичугина, и тренер Дмитрия по каратэ Сергей Чибирев. «Дмитрий Александрович - человек целеустремленный, требовательный, как к себе, так и к другим, - говорит его бывший наставник, - он очень любит детей. Вот даже сейчас, после всего произошедшего, пытается защитить Рубинчикова, говорит: «Ребенок, - что с него взять?»

Сергей Чибирев, знающий ситуацию не понаслышке - много раз помогал Дмитрию за годы его работы на посту директора и словом, и делом - поясняет, что Артур Рубинчиков, главный виновник инцидента, которому совсем скоро исполняется 18 лет, никак не желал покидать стены учреждения, хотя в городе у него есть своя квартира. «Не раз, и не два Дмитрий Александрович убеждал парня, что не может его оставить в интернате после 18-летия, - говорит Чибирев. - Как раз к концу января практически были готовы документы, согласно которым он должен был покинуть интернат».

С самим Рубинчиковым Сергей Чибирев тоже знаком. «Парень замкнутый, на контакт идет плохо, - характеризует он, - но в свое время - Дмитрий Александрович посодействовал - увлекся боксом  и даже ездил с нами на сборы. Гавриков сделал все, чтобы Артур нашел свое место в жизни».

До отстранения от должности школой-интернатом № 2 Дмитрий Гавриков руководил два с половиной года. Причем, сам вышел с инициативой возглавить это непростое учреждение - хотел в числе прочего еще и приобщить детей к спорту. До этого руководил детско-юношеской школой по рукопашному бою. Возглавил ее, когда самому было всего 22 года. Первое, что сделал на новом посту - отремонтировал душевые на первом этаже спального корпуса. «Благодаря Гаврикову появились и футбольное поле, и площадки для игр в волейбол и баскетбол, - говорит Сергей Чибирев. - А кто оценил, что благодаря нему очистили территорию и привели ее в порядок? Одной только древесины и веток было вывезено около 100 кубометров». «К сожалению, сетует Сергей Чибирев, - от Павла Астахова мы не увидели понимания. Все, что есть в интернате положительного, он даже смотреть не стал».

Свою оценку Дмитрию Гаврикову дал и сам Павел Астахов: «Он отличный спортсмен - я не умаляю его заслуг - но этого не достаточно, чтобы руководить таким сложным заведением». 

Выводы последуют

Не секрет, что интернатные дети в большинстве своем относятся к категории «трудных». Как понять, что происходит в их головах? Особенно в такой непростой период подросткового возраста? Собственного-то ребенка не всегда поймешь, а как быть с каждым из более сотни?

По большому счету интернатные дети никому не нужны. Утверждение Павла Астахова, что «эти дети нужны государству» весьма сомнительно. Государство - это люди, а кто из взрослых искренне, неформально интересуется жизнью и судьбой таких детей? Большинство относятся к ним отстраненно-равнодушно. Дмитрий Гавриков был одним из немногих, кого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересовали эти дети - все вместе и каждый в отдельности. Он по-настоящему стремился, чтобы эти ребята жили насколько это возможно хорошо.

Мы не в коем случае не хотим выставить Дмитрия Гаврикова этаким непризнанным героем - не это является целью данного материала. Скорей, пытаемся призвать правоохранительные органы, от которых зависит судьба многих в этом инциденте, разобраться во всем как можно более тщательно.

Несомненно одно - один человек не может быть виновником всего, что произошло - слишком долго школа-интернат подходила к «заветной» черте. И не в одночасье появились все проблемы, которые здесь сегодня налицо.

Кстати, даже вышестоящие чиновники признают очевидные «плюсы» в деятельности Дмитрия Гаврикова. Так, по сообщению пресс-службы Президента и Правительства УР, начальник управления образования Ижевска Валерий Шляфер признал, что подведомственное ему управление допустило ряд серьезных ошибок в организации в интернате воспитательного процесса. Тем не менее, начальник управления образования поддержал временно отстраненного от должности директора интерната Дмитрия Гаврикова, отметив, что с его приходом в интернате начались позитивные процессы: новый директор сумел привлечь в школу-интернат внебюджетные средства, на которые был приобретен спортивный инвентарь, закуплена и смонтирована противопожарная и охранная системы, дети начали активнее заниматься спортом и выезжать на соревнования. Ошибкой Дмитрия Гаврикова он назвал излишне жесткий метод наведения в школе-интернате дисциплины и порядка.

Окончательное слово будет сказано 15 февраля, именно к этому числу комиссия должна будет сделать выводы и вынести свой вердикт.

Судьба школы-интерната № 2 решится 15 февраля

За время пребывания в Ижевске Павел Астахов успел пообщаться с журналистами. Ответы на некоторые вопросы мы сегодня публикуем.

 - Павел Алексеевич, что будет со школой-интернатом?

- Установлен срок - 15 февраля, к этому времени должны быть представлены выводы комиссии. Есть ряд поручений, которые я дал представителям правоохранительных органов, министерства образования, Минздрава по сбору тех объективных данных, которых на сегодня не хватает. Хотелось бы проследить динамику преступности в данном учреждении - сегодня на этот вопрос не могут однозначно ответить, а количество преступлений там достаточно серьезное. По здравоохранению есть вопросы, на которые тоже сегодня пока не смогли дать ответы представители Минздрава. В частности, по венерическим заболеваниям, по количеству абортов. Надо выяснить, все ли сделали государственные мужи, взрослые дяди и тети, чтобы этих детей оградить как извне, так и изнутри от влияния, которое привело к совершению преступления.

- Как Вы сейчас оцениваете обстановку в интернате?

- Сейчас ситуация достаточно спокойная, она нормализовалась насколько возможно, но вообще ситуация вокруг школы не очень здоровая. Это связано  и с техническим состоянием школы - например, выясняется, что вопрос стоматологического кресла, которое больше похоже на кресло для пыток - решался, оказывается, как мне докладывал председатель межведомственно комиссии. А там как стояло это чудовище, так и стоит. А детям, которых, кстати, больше ста человек, надо лечить зубы, не всех можно вывезти в городскую поликлинику. Весь вопрос в чем - выяснить, где слабое звено? Почему при стольких уважаемых руководителях стало возможным, чтобы один человек устроил вот такой бунт. Выясняется, что этот человек уже был на учете - все им занимались - психологи его не раскусили, милиция не смогла вывести на чистую воду, прокуратура оказалась бессильна - в результате он подбил остальных на совершение противоправных действий.

- Станет ли эта ситуация толчком к тому, чтобы пересматривать всю систему интернатов?

- То, в каком положении оказались интернатные учреждения - это абсолютный тупик. Есть еще один важный вопрос - каково было влияние и роль общественности в этой ситуации? Насколько они уделяли внимание таким учреждениям? Выясняется, что такие учреждения не хотят посещать общественники. Конечно, интересней прийти в детский дом или дом малютки, посюсюкаться с пухлыми малышами, чем прийти к детям, которые сложные сами по себе - подросткам. В Америке, например, все отдано на откуп общественным организациям. А здесь дети никому не интересны. Есть, оказывается, у школы-интерната шефы - управление службы судебных приставов. Если бы раз в неделю приходили по два пристава и просто рассказывали детям про свою работу - я уверяю - они уже бы заинтересовались и по-другому бы себя вели. Там жуткий психологический конфликт и дискомфорт. При том, что есть два штатных психолога, они не смогли раскусить одного зачинщика, который четко шел по этому пути.

- Ижевский интернат является не единственной болевой точкой в стране. Какие еще проблемы есть в этом вопросе?

- К сожалению, это действительно не единственная проблема. Главное, чтобы она не стала дурным примером, заразой определенной, которая вдруг начнет распространяться по нашей стране. Здесь, скорей, проявление того, что существует системный сбой. Заключается он в том, что все органы, которые сегодня присутствуют - а в нашей стране порядка 14 ведомства, которые так или иначе должны отвечать за соблюдение прав ребенка - работают каждый в своем направлении. Иногда даже не связаны между собой и не координируются. Кто может стать таким связующим звеном? Наверное, институт уполномоченных по правам ребенка. Посты уполномоченных по правам ребенка должны появиться во всех субъектах РФ. Возможно, он и будет как раз тем самым координирующим звеном, который заставит всех крутиться.

Сейчас проверки пройдут не только по республике, но по всей стране. Они инициированы мной, и я получил одобрение Президента. То, что мы увидели в школе-интернате № 2 г. Ижевска - это системное явление, которое надо тщательно изучить, исследовать и контролировать. Я уверен, что таких интернатов по России очень много. Может быть, еще и хуже есть ситуации. И там, где не реагируют органы внутренних дел, прокуратура, Минздрав, минобразования - там надо принимать меры. Я думаю, что здесь выводы будут достаточно серьезные, и некоторые не удержатся за свои кресла.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram