Озорную и разгульную традицию последнего зимнего праздника очень легко объяснить: натерпевшись вьюг, снегопадов и морозов, народ мечтает поскорее спровадить зимушку восвояси и всячески привечает солнышко, намекая ему, что, мол, пора, краснощекое, приласкать землю весенним теплом.
Для этого чуваши с размахом отмечали Саварни. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, этот народ целую неделю пек блины и катался на санях вокруг деревни по ходу солнца. В завершении праздничной недели чуваши сжигали чучело Саварни карчаке (Масленичной бабы). Молодежь в праздник каталась на санках с гор и пригорков.
Литовская Масленица - Uzgavenes - это праздник, во время которого устраиваются веселый маскарад, угощение блинами и сжигание чучела Морэ - символа заканчивающейся зимы. Кроме того, в представлении непременно участвуют худой Канапинис - символ поста и жирный Лашининис - символ допостного времени. В былые времена этих персонажей ряженые катали на санях по всем усадьбам, где угощали блинами. Нынче у Морэ, Лашининиса и Канапиниса добавилось новых обязанностей: они высмеивают пережитки прошлого, критикуя все, что мешает общему делу.
В дагестанском высокогорье накануне прихода весны тоже разыгрывается настоящее карнавальное представление. Села цезов подвергаются набегам «волков» - ряженых в маски и вывернутые тулупы молодых парней. Вслед за ними приходит великан Квидилий, которому по праздничному сценарию суждено погибнуть в проруби. Вслед за «похоронами» начинаются шумные гуляния с застольями и песнями. Правда, потчевать собравшихся на этой кавказской Масленице принято не блинами, а бубликами. Праздник с Квилидием в главной роли так и называется - Игби - то есть «бублики» в переводе с цезского.
Мордва делает на Масленицу толстые блины на пшенной каше, а марийцы запекают солнечный символ стопкой, как слоеный пирог. Главным делом Масленицы эти финно-угорские народы полагают встречу перелетных птиц. Для привлечения пернатых у марийцев есть шун-шушпык (глиняный соловей), а у мордвы кевень тутушка (каменная свистулька).
Но, безусловно, Масленица, или Сырная неделя, прежде всего ассоциируется у нас со славянскими традициями. Празднуется она в последнюю неделю перед Великим постом и за семь недель до Пасхи. Масленицу на Руси всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка» - и за седмицу эту старались как следует «отвести душу» в преддверии строгого и длительного Великого поста. Более того, считалось, что если человек скучно проведет масленичную неделю, то весь год он будет неудачлив. Итак, внимание! Безудержное масленичное чревоугодие и веселье - веками доказанный народный рецепт благополучия во всех делах!
Правда, по православным канонам, на Масленицу мясо уже есть нельзя, и основным блюдом становятся блины, которые пекут каждый день всю неделю, а особенно много с четверга по воскресенье. Круглые, румяные, горячие, они символизируют солнце. И самое приятное, что все блинчики должны достаться семье - по старинным правилам, чужих в эти сытные дни в гости не зовут. А вот некоторым родственникам нужно попотчевать друг друга особо усердно. Зять в среду-«лакомку» должен непременно заглянуть к теще на блины, а в пятницу сам обязан угостить на славу маму своей дражайшей половины. Есть только один тонкий нюанс в этих пятничных «тещиных вечерках» - еще накануне своего визита званая родительница обязана была прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто. А на следующий день новоиспеченные невестки обязаны были закатить блинный пир для родных мужа, а всех его сестер одарить подарками - потому и зовется этот день «золовкины посиделки».
Вообще на Масляной неделе молодоженам уделялось всяческое внимание: и в украшенных санях они прокатиться нарядными должны были, и целоваться-миловаться прилюдно обязаны. А вот тем, кто не устроил еще свою судьбу, приходилось «откупаться» от односельчан угощеньями да песнями. Иначе ходить «неженатикам» с привязанными к ногам деревяшками или ветками и терпеть насмешки встречных.
К слову сказать, всем своим праздничным затеям наши славянские пращуры склонны были приписывать особое магическое действие. И даже излюбленная масленичная забава - катание с гор - совершалась не для потехи, а для того, чтобы лен и конопля выросли «долгими» (т.е. высокими). Особенно для качества будущего урожая приходилось стараться бабам и девкам - они должны были уехать с горки как можно дальше. Украинкам и белорускам следовало особо усердно повеселиться в четверг, называемый Власием и Волосием. Полагали, что от того скот в хозяйстве будет здоровым и плодовитым.
Завершалась Сырная неделя Проводами с непременным разжиганием костров. К воскресенью делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню и сжигали. Кстати, в костре этом на Руси сжигали и остатки обильных масленичных трапез, чтоб не искушали в пост, и ненужные старые вещи - как символ всего отжившего, состарившегося, чтобы ничто не мешало зарождению новых плодородных сил - приходу весны. Эти полезные обычаи сейчас мы уже подзабыли. А вот еще один ритуал последнего дня Масленицы до сих пор жив в православных традициях. Воскресенье накануне Великого поста называют Прощеным - в этот день принято просить друг у друга прощения и в знак примирения троекратно целоваться.