Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 4(194) от 04.02.2010

Фольклорная прививка для России

, 18:58

С 1 по 6 февраля в Москве проходит II Всероссийский конгресс фольклористов. О проблемах возрождения и сохранения народной культуры накануне форума «НА» беседовал с директором Государственного республиканского центра русского фольклора Анатолием Степановичем КАРГИНЫМ.

- Что сегодня с русским фольклором, почему он находится в таком странном состоянии?

- Странное - это мягко выражаясь. Я бы назвал его катастрофическим. Причин много. В течение 70 лет советской власти, согласно официальной идеологической доктрине, фольклору надлежало остаться в прошлом. В 20-х годах большевистские идеологи проехались по русскому фольклору со страшной силой. Они считали, что это творчество дореволюционного человека, поэтому оно мешает развитию нового общества. И за 70 лет в стране вырубили подчистую многие традиции. Люди перестали петь, танцевать. Превратились в стадо, жующее зарубежную художественную жвачку. Нам навязывают любые эстетические концепции, в том числе и в фольклоре.

- Но ведь до 1917 года была другая информационная ситуация! Нельзя сказать, что сейчас только в нашей стране народ из творца превратился в пассивного потребителя.

- Одно дело, когда вы предлагаете человеку, который знает вкус настоящего хлеба, попробовать новый. И совсем другое, когда он пробует хлеб впервые. Он лишен возможности сравнить вкусы и просто ест то, что ему дали. Забыв фольклор, современная молодежь вкушает то, что ей предлагается, без разбора. В школе. На уроках музыки сейчас не учат петь, а значит, творить.

- Вы предлагаете ввести в школе фольклор, пение?

- Да, фольклор нужно знать. Это национальная генетическая память. Без нее любой человек становится манкуртом. Это как прививка от дурного вкуса на всю жизнь.

- Вы возглавляете государственную организацию, созданную постановлением правительства еще РСФСР! И что, не смогли за 20 лет договориться с Министерством образования, чтобы как-то защитить свою культурную вотчину?

- Интересный вопрос. А кому удалось оградить школу от жутких, абсолютно не отработанных проектов, которые ей навязали, например, от ЕГЭ? Министерство образования - монополист: что хочет, то и делает. А вот в развитых странах - Японии, Франции, Италии и т.д. уже поняли, что нельзя воспитывать в ребенке только технократические принципы, поэтому там сейчас идет гуманизация образования.

- Вы ушли от ответа. Вы как госструктура 20 лет не можете договориться с другой госструктурой?

- Это две госструктуры, которые отвечают за разные вещи.  Минкультуры и Минобразования после ухода из жизни Луначарского, который возглавлял министерство образования и культуры, уже 60 лет договориться не могут!

- Фольклор - очередная жертва межведомственных войн? Но чем объяснить, что смотришь на выступление профессиональных коллективов, живущих на государственные средства, и часто видишь, что под видом фольклора со сцены показывают весьма дикие вещи. Человеку, хоть немного знакомому с этнографией и традиционной культурой, становится жутковато от псевдонародной одежды, от ужасной попсовой манеры исполнения. После выступления одного северного коллектива поинтересовалась, что у них происходит с движениями. Оказалось, что их новый хореограф специалист по... бальным танцам. Еще пару лет поработают такие вот наставники в этих коллективах и все. Ведь в деревнях на народных праздниках уже почти не танцуют. Коллективы могли бы сохранять народную культуру, но они перерождаются, превращаются в бальные танцы на тему народов Севера. А ведь там совсем другая пластика, и этому никто не учит...

- Учат, но выпускников такого класса в России единицы. Причина историческая - с открытием в 60-е годы институтов культуры начали готовить в массовом порядке руководителей художественной самодеятельности, а не фольклорных ансамблей. А это разные вещи. Их не учили этнографии. Отсюда у нас хоры, одетые и поющие на один манер. А ведь костюмы, манера пения у русских очень сильно отличаются в зависимости от региона. Хорошо бы изменить подготовку руководителей, но нам этого не дадут сделать.

- Кто же вам мешает? Назовите врагов культуры, которые не дают развиваться как минимум русскому фольклору?!

- Враги сидят внутри нас. Это самосознание профессора, нашего руководителя от образования, который должен бы дать совершенно другой стандарт образования. А вместо этого мы все сейчас попали под Болонскую конвенцию. Нам нужны другие кадры! Но специалисты редко могут выжить на зарплату в наших культурных учреждениях.

- Времена, когда люди просто сетовали на обстоятельства, прошли, сейчас принято говорить, что сделано для изменения ситуации...

- Наш Центр созвал II Всероссийский конгресс фольклористов, где мы намерены провести ревизию того, что есть, осмыслить свои действия и наметить шаги на будущее. Перейти из одной парадигмы народного творчества в принципиально другую можно, только сломав мышление. Руководители коллективов, домов фольклора должны осмыслить происходящее и начать бережнее относиться к народному костюму, обуви и музыкальному творчеству, сохранять то, что уцелело, а не заменять его новым, ярким и не имеющим отношения к народной культуре. За 20 лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Министерство культуры выделяет сейчас на программы по фольклору около 200 миллионов в год. Наш Центр совершил настоящий прорыв в общественном сознании. Сегодня ведь никто открыто не скажет, что нам не нужны традиционная культура и фольклор. Вы посмотрите, что делается сейчас в национальных республиках.

- У них-то как раз все хорошо. Там активно сохраняют свои традиции. А вот хорошие русские коллективы встречаются реже. Почему так получается, ведь русских в стране большинство?

- России не хватает культурно-национальной доктрины, где были бы расписаны права и обязанности всех субъектов РФ по отношению к традиционной культуре: что именно и как поддерживать. С ее принятием людям было бы легче добиваться поддержки от чиновников.

- Документ без бюджета - филькина грамота. Чиновники скажут: нет бюджета, идите и любуйтесь на свою доктрину.

- В регионах начали выделять деньги, но расходуются они не на то: на аляповатые костюмы, не имеющие отношения к народным. Доктрина поможет чиновникам разобраться, где оригинал, а где подделка. Некоторые области, не дождавшись такого федерального закона по поддержке традиционной культуры, принимают свои и финансируют их. Это говорит о серьезном повороте в сознании: люди понимают, без традиций мы не выживем.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram