Погода была явно нелетной - но, несмотря на сильный дождь, все же летной. День Москвы прошел точно так, как было запланировано - торжественно, празднично, и при этом по-деловому. Закаленные организаторы авиасалона встретили делегацию Правительства Москвы во главе с первым заместителем мэра, руководителем комплекса экономической политики и развития города Юрием Росляком. Он, надо сказать, назвал непогоду хорошей приметой... День Москвы открыли, перерезав ленточку - и тут же в небо поднялся вертолет Ка-226 с огромным флагом столицы. Модель вертолета была выбрана не случайно - он создавался при поддержке столичного правительства. Резкий ветер разносил над собравшимися звуки маршей, которые играл военный оркестр, - и торжественных речей. "Основные разработки авиационной, космической техники, а также ракетной техники для нужд обороны сосредоточены в столице. Московские конструкторы работают над ними. Потом они проходят опытное изготовление, и наконец поступают в серийное производство",- говорил Юрий Росляк.
Действительно, на нынешнем МАКСе из 711 участников - 465 российских, и среди них 204 - московских. Это самые разные предприятия - от относительно небольших, занимающихся спутниковой связью, до гигантов авиастроения. Их доля в числе российских компаний-участниц МАКСа выросла в этом году на один процент. Возможно, кому-то покажется, что это немного, однако тенденция наращивания московского присутствия на авиасалоне прослеживается. ...Обширную экспозицию столичных предприятий правительственная делегация осмотрела, побывала и на стоянке авиатехники. Юрий Росляк поднялся на борт Sukhoi Superjet 100. Он же награждал победителей конкурса достижений молодых ученых, аспирантов и студентов Москвы в области авиакосмической техники. "Эти проекты имеют уже реально практический характер,- подчеркнул он,- и нуждаются только в государственной системе поддержки, поддержки желания заниматься наукой, творить и обеспечивать совершенствование и развитие нашего научного и технического потенциала. Ведь любой летательный аппарат - он поднимается в воздух не только за счет тяги двигателя. А в первую очередь - за счет полета мысли того, кто его разработал".
На пресс-конференции, предшествовавшей Дню Москвы на МАКСе, много говорилось о проблеме кадров в авиационной и космической промышленности: что нужно сделать, чтобы работа в отрасли стала привлекательной для молодежи. Многое тут зависит от стабильности предприятий. "Мы не сомневаемся в качестве специалистов, которых готовят наши вузы. Но к этому должен быть соответствующий экономический потенциал. Он должен быть обеспечен, в первую очередь, государственным заказом. И те руководители, с которыми мы сегодня встречались, с удовлетворением говорили о том, что контракты финансированием обеспечены", - сказал Юрий Росляк. Как минимум полтора года стабильной работы гарантирует фирме "Илюшин" контракт, заключенный на Дне Москвы - о поставке 30 самолетов Ан-148 и 15 самолетов Ту-204СМ компании "Атлант-Союз", официальному перевозчику правительства Москвы. "Для нас это самая крупная сделка в истории и самый большой заказ нашим поставщикам - что очень важно в условиях кризиса", - признался Александр Рубцов, генеральный директор лизинговой компании "Ильюшин Финанс". Ну а пока на МАКСе генеральному директору авиакомпании "Атлант-Союз" Евгению Бачурину вручили модели заказанных им самолетов. "Сегодня российская авиационная техника сделала громадный шаг вперед и является по своим характеристикам ничуть не хуже иностранной техники,- подчеркнул он.- Для столицы, для ее правительства - нашего главного акционера, - и для нас очень важно, что большая часть стоимости этих самолетов создается в Москве". Был заключен в этот день и еще один крупный контракт, между аэропортом "Внуково" и аэропортом Берлина - о совместном строительстве почтово-грузового терминала.
В общем, этот День Москвы, пятый за историю проведения авиакосмических салонов в Жуковском, действительно оказался удачным, как и предсказывал первый зам мэра. Средства были потрачены не зря. Кстати, по словам ответственного за проведение мероприятий правительства Москвы Владимира Литвинова, они на 70 процентов финансируются из бюджета города и на 30% на средства частных инвесторов. ...За самую зрелищную часть Дня Москвы, показательные полеты, многие беспокоились - не помешает ли ненастье. Оказалось, беспокоились напрасно. Самолеты уверенно поднимались в небо, вычерчивая в нем фигуры высшего пилотажа...