Мошенники, наживающиеся на доверчивости и наивности россиян, в последние месяцы активно «обкатывают» новый способ обмана. Предприимчивые жулики оттолкнулись от вполне законной обязанности граждан своевременно проверять и менять приборы учёта коммунальных ресурсов (воды, света, газа, тепла). То в одном, то в другом городе объявляются представители мутных контор, которые обзванивают жителей, устраивают липовые проверки, по их итогу предлагают заменить счётчик по «льготной» цене.
Схема, по которой действуют обманщики, как правило, везде одинакова. Представляясь сотрудниками управляющей компании или ресурсоснабжающей организации («Водоканала» или «Энергосбыта»), визитёры или звонящие ссылаются на некое постановление властей об обязательной замене счётчика и предлагают это сделать якобы по заниженной (а в реальности в разы завышенной) стоимости. Иногда проводится «поверка», за которую тоже приходится выкладывать кругленькие суммы. Когда же граждане, уже отдавшие деньги за услугу, выясняют, что их надули, концов уже не найти.
Чтобы не попасться на удочку, необходимо усвоить несколько простых правил. В первую очередь надо выяснить, каковы у вашего счётчика срок действия и межповерочный интервал (срок, в течение которого счётчик может работать без поверки), и запомнить дату последнего прихода специалистов. Упомянутые данные обязательно указываются в техническом паспорте прибора. Для счётчика воды межповерочный интервал, к примеру, составляет от 4 до 6 лет (правда, необходимо учитывать, что данный срок отсчитывается не с момента установки, а с момента изготовления прибора на заводе). Таким образом, в ответ на предложение проверить и уж тем более заменить счётчик сразу же нужно выяснить, когда такая проверка осуществлялась в последний раз. Если межповерочный интервал не истёк, любые вмешательства незаконны.Кроме того, нелишним будет и сверить с техпаспортом дату следующей поверки и срок замены счётчика, которые специалист укажет в документе после завершения работы. Нередки случаи, когда фирма-установщик сознательно уменьшала этот срок, а по его истечении принуждала граждан менять прибор по завышенной цене.
Второе, что необходимо знать, – проверять, снимать и менять счётчик вправе только та же организация, которая его устанавливала (или напрямую связанная с ней фирма). Как правило, процессом руководит управляющая компания, обслуживающая дом или ресурсоснабжающая организация. При этом проверяющие должны иметь при себе целый пакет документов, подтверждающих законность их работы, среди которых, к примеру, свидетельство об аккредитации компании. Поэтому в случае неожиданного визита, скажем, «энергетиков», чуть ли не с порога настойчиво предлагающих поменять прибор, нелишним будет связаться с управляющей или ресурсоснабжающей организацией.